Дизайнер Владислав Деревянных разработал для города кастомный шрифт: администрация инициативой вдохновилась и решила, что все вывески в Кунгуре должны быть оформлены только этим шрифтом. Пересказываем суть событий и объясняем, почему в городе всё перепутали.
В июне 2022-го года городу Кунгур исполнилось 359 лет. Тогда Екатеринбургское архитектурное бюро «Плотинка» и творческая группа «Дизайн-код Екатеринбурга» решили разработать айдентику для туристического бренда Кунгура. Шрифтовой логотип отсылает к въездной стеле, на которой буквы тоже расположены вертикально, а фирменные элементы вдохновлены орнаментами кирпичной кладки исторических зданий.
Дизайнер Владислав Деревянных разработал вручную для проекта шрифт Iren Serif — антикву, отсылающую к старославянской письменности.
Владислав подарил шрифт городу, но администрация Кунгура решила применять его не только для продвижения туристического бренда — теперь Iren Serif используется на всех вывесках города.
Фирменный шрифт разрабатывался специально для Кунгура — старославянские мотивы подчёркивают многовековую историю города. Единый стиль вывесок мешает визуальной коммуникации жителей, туристов и бизнеса: у компаний есть брендинг, который теперь будет потерян.
Для многих бизнесов такое решение просто абсурдно. Например, исторические мотивы в шрифте компьютерного клуба, который должен ассоциироваться с современными технологиями. Хорошо, что не запретили использовать графические элементы — компьютерный клуб можно узнать по изображению приставки.
Сам Владислав говорит о том, что графика шрифта не приспособлена к вывескам: производители уже столкнулись с тем, что тонкие линии очень сложно воспроизвести.
Кажется, администрация Кунгура просто перепутала понятия дизайн-кода и городской айдентики. Разработанная айдентика должна использоваться для привлечения туристов, а для единого оформления городского пространства стоило разработать дизайн-код — набор правил, которые определяют, как оформлять здания и пространство вокруг них. Дизайн-код помогает городам не утонуть в рекламных вывесках и формировать бережное отношение к архитектурному наследию. Например, такой свод правил разрабатывала студия Лебедева для московских улиц.
А городская айдентика нужна для того, чтобы сформировать уникальный образ города. Это более широкое понятие, которое может включать и дизайн-код. Например, основой айдентики португальского города Порту стали фирменные элементы, символизирующие городские достопримечательности. Дизайнеры вдохновлялись традиционной португальской расписной плиткой азулежу. Вместе элементы складываются в паттерн, который можно использовать на разных носителях: от билбордов до вагонов метро.
В Тюмени дизайнеры решили разработать фирменный городской шрифт. Ребята проанализировали городские вывески, логотипы и упаковки местных заводов, местную рекламу и на их основе разработали два шрифта. Отдельно дизайнеры создали два варианта герба, которые сочетаются с новыми шрифтами.
Использовать их можно только для некоммерческих целей, например, при проведении городских мероприятий.
В общем, Владислав Деревянных сделал классную работу: единый шрифт помогает создать гармоничный визуальный образ города. Но одинаковые для всех вывески — это точно ошибка, которая портит вид города.
Пишите в комментариях, что думаете об этой истории. Кто прав, кто виноват и что теперь делать?
Если что, мы в Логомашине тоже делаем городскую айдентику.