После создания сайта и ввода его в эксплуатацию процесс работы над сайтом не заканчивается, а только начинается. Сайт требует регулярной шлифовки и внимания.
Сайт - это живой развивающийся организм, а не высеченный на камне рисунок. Сайт либо развивается, либо постепенно стагнирует.
В этой статье мы рассмотрим ключевые активности по сопровождению сайта и в целом раскроем вопрос Как развивать сайт.
Что будет в статье:
Важно учитывать на самых начальных этапах создания сайта все эти активности. Каждая из них требует вложения средств, времени, людских ресурсов.
В идеале по каждому направлению иметь свой свод метрик, показывающих прогресс по данному направлению. Например, для создания контента - это может быть количество ключевых запросов, количество новых статей и т.д.
Сайту для продвижения в поисковых системах требуется контент. Его можете создавать либо вы, либо ваши пользователи.
Контент должен быть заточен на определенные ключевые запросы. Чем больше качественного контента, тем выше шансы получения трафика из поисковых систем.
Определитесь первым делом, что есть ваш контент, кому этот контент нужен и как он его будет находить (через какие ключи).
Мыслите лучше сразу каталогами, а не отдельными темами. К примеру, для нас (для платформы Falcon Space) это следующие каталоги:
Важно делать не просто много контента, а тот контент, который приведет нужный вам трафик. Нет смысла просто поднимать посещаемость левым трафиком. За любой вашей единицей контента должна лежать некая ваша цель - что конкретно должен сделать этот посетитель для вашей выгоды. К примеру, в нашем контенте часто такой целью бывает привести пользователя к определенному демо одного из бизнес-решений на базе платформы либо к демостенду компонентов платформы.
Тема контента очень обширная. Какие активности здесь могут быть:
Более подробно про это читайте в статье Оптимизация контента сайта. Как улучшить позиции сайта в поисковике
Поисковая оптимизация не должна восприниматься как некий акт хакинга поисковых систем с целью подпихнуть свой контент в ТОП-10. Наша задача - сделать контент сайта максимально прозрачным и понятным для поисковика. т.е. упростить его работу по анализу и ранжированию контента.
Поисковая оптимизация - это улучшение кода сайта с целью упрощения работы поисковиков.
Необходимо использовать специальные теги на страницах, обеспечить сайт специальными файлами robots.txt и sitemap.xml для удобства поисковиков при работе с сайтом.
Необходимо периодически проводить различные аудиты сайтов через внешние сервисы. Это поможет вовремя увидеть возникающие проблемы.
Заглядывайте ежемесячно в Yandex Webmaster и Google Search Console - эти сервисы позволят вам видеть важные изменения по вашему сайту, а также оценить прогресс продвижения в поисковиках.
Конкретные инструкции здесь не пишу, т.к. это карта действий, а не руководство. Белые пятна вы можете легко восполнять через запросы типа "Как работать с Яндекс.Вебмастер". Главная наша задача в статье - показать что такие активности по сайту в принципе существуют.
Для улучшения привлекательности сайта для поисковиков имеет смысл периодически обновлять существующий контент:
Для выявления проблемных мест на сайте также хорошо использовать веб-аналитику. Вы можете понять, где ваш контент совсем не работает в плане поискового трафика и предпринимать активные действия по его изменению.
Хотелось бы обратить особое внимание на правильное отношение к SEO. Это никакое не шаманство, не танцы с бубном вокруг хотелок поисковиков. Наша задача - просто помочь поисковику найти нужную информацию за отведенное время. Поисковик - это программа, она действует строго по своим алгоритмам, поисковики публично дают свои требования к сайтам (но не раскрывая внутренние правила работы пауков). Если вы пишете хороший контент и выполняете все требования поисковиков на 100% - в перспективе у вас точно будет трафик.
Если у вас действующий сайт, он будет постоянно меняться. Дело в том, что сайт работает в очень переменчивой среде. Сегодня задачи одни, завтра другие.
Ситуация изменилась - сайт должен под нее подстроиться. Появился новый тип трафика (например, оптовые покупатели для магазина)? Нужно дорабатывать магазин в плане этой возможности.
Очень важно, чтобы ваше решение можно было дорабатывать, видоизменять, улучшать, кардинально менять.
Если это сделать невозможно, либо требует очень больших затрат, либо делается долго - вам будет сложно адекватно отвечать на возникающие возможности и проблемы в процессе работы сайта.
Ищите такие инструменты, которые позволят это делать относительно быстро (ладно, не ищите, вы уже нашли - это наша платформа, где правка бизнес-логики и внешнего вида реализуется в личном кабинете администратора на SQL).
Много раз встречал убеждение у заказчиков, что надо сделать все-все в первой версии, а затем уже на века будет решение, которое можно использовать без изменений. Это утопия:
Поэтому важно быть готовым к изменениям и желательно сделать процесс внесения изменений максимально простым и безболезненным.
Мы исходим из того, что менять можно по горячему даже в работающем решении. Не всем этот подход подойдет (где цена ошибки может быть очень высокой).
Мы не используем тяжелую инфраструктуру для тестовой среды, для среды разработки, слияния кода и т.д. Все это сильно замедляет процесс поставки новых возможностей.
Как по мне, лучше быстро внедрить код, а в случае ошибки быстро ее исправить, нежели использовать тяжеловесную систему доставки кода с медленным процессом правки ошибок.
Идеальный вариант, когда сам пользователь владеет основами сопровождения системы (к примеру, нашу систему учета проектов я улучшаю прямо по ходу эксплуатации: пришла идея как улучшить - сразу внедряю в систему и пробую использовать).
В общем и целом - готовьтесь к изменениям - новые модули, переработка старых модулей, новые интеграции и т.д.
В какой-то мере это перекликается с предыдущим пунктом - это также связано с изменением кода сайта, но здесь мы коснемся более системных моментов.
В процессе эксплуатации могут быть выявлены дыры в безопасности. Это может решаться за счет настроек сайта или сервера, но может потребоваться и изменения в коде сайта.
В целом безопасность - обширная тема и никогда нельзя доподлинно сказать "Этот сайт 100% в безопасности". Ваш сайт может быть технически защищен, но если юзер делает пароль 123456 и вешает пароль на монитор, то никакие технические примочки не помогут.
Проводите периодический аудит сайта внешними сервисами по безопасности (например, detectify).
База данных по мере работы сайта растет. Обычно больше за счет логовых данных (история действий, фиксация событий).
Эта работа также требует затрат и внимания. Не нужно думать, что раз система работала на 100 записях, она будет работать на 1млн записях.
Этот вопрос комплексный. Нужно учитывать множество факторов - системное окружение, качество написанного кода, сложность бизнес-логики.
Мой подход к оптимизации сводится к следующему:
В идеале как минимум 1 раз в месяц проводить общую диагностику на выявление проблемных запросов в системе.
В Falcon Space мы используем специальный внутренний инструмент Диагностики. Анализ работы сайта на Falcon Space
Вы можете создавать для себя удобные инструменты для упрощения работы с сайтом. К примеру, мы создаем для себя множество разных инструментов:
Некоторые из таких наработок в итоге становятся отдельным компонентов или даже решением (т.е. как отдельный сайт-демо)
Почему свои инструменты это удобно:
Но это возможно только в случае, если ваши инструменты разработки позволяют быстро добавлять код в систему, и не требуется длительный цикл разработки.
В ходе эксплуатации будут появляться ошибки. Без этого не существует ни одной реально работающей системы.
Вспомните Windows с его кучей обновлений и Service Pack.
Что важно в этом плане - важно иметь возможность быстрого внесения правок для исправления ошибок.
Также важно иметь средства диагностики для своевременного выявления ошибок на ранних стадиях (когда возможно пользователи еще не замечают их).
Необходимо проводить регулярно диагностику. Это также требует времени и затрат.
При этом ошибки необязательно идут изначально в системе. Они могут быть результатом изменений в переменчивой среде, в которой работает сайт:
В каждой ошибке надо разбирать откуда растут ноги, и прорабатывать причины возникновения для того, чтобы минимизировать риски возникновения подобного класса ошибок в будущем.
Сайт работает не в вакууме. Ваш бизнес может иметь данные в различных системах и сервисах. И возникает необходимость обработки этих данных на вашем сайте. Либо возникает необходимость выполнять некие специфичные действия из вашей системы через использование внешних сервисов. Это могут быть внешние CRM (Битрикс24, АМО и др.), платежные шлюзы, СМС шлюзы, сервисы рассылки и т.д.
Сейчас большинство интеграций выполняется через HTTPS Get/Post запросы в форме JSON, XML. Раньше более распространено было более тяжеловесный SOAP формат.
В нашей платформе есть механизм API, позволяющий обращаться за данными вовне, а также создавать свой слой API методов для обращения к сайту внешними системами.
Не думайте, что вы можете создать удобный функционал с первого раза, который сразу понравится пользователям системы.
Вы можете постараться сделать хороший интерфейс, но только практика работы оператора покажет, что удобно, а что нет.
Почему юзабилити в целом важно для сайта:
Статья про юзабилити платформы Falcon Space
Что может улучшить юзабилити вашего сайта:
Веб-аналитика - это внешний инструмент для анализа работы сайта. Пример - Яндекс Метрика.
Веб-аналитика позволяет выявлять проблемы на сайте, понимать откуда приходят пользователи на сайт, что они делают на сайте, и вообще кто эти пользователи.
Веб-аналитика используется не только для того, чтобы знать что происходит на сайте. Но и для того, чтобы вносить правки в сайт. Это итеративный процесс. Посмотрели, подкрутили, подождали, опять посмотрели и т.д.
Начните с самых простых отчетов и постепенно подключайте и другие:
Задавайте правильные вопросы и ищите ответы в веб-аналитике:
Веб-аналитика позволяет перейти от гадания "что же там на сайте происходит" к фактам, на основе которых можно принимать взвешенные решения.
Мы рассмотрели различные активности, которые возникают в ходе процесса сопровождения сайта. Теперь вы знаете как развивать сайт.
Вы можете составить свой план действий по сопровождению сайта.
Если же вы еще не создавали свой сайт, то просто учитывайте эти расходы в своем бизнес-плане. Точную оценку по данным расходам дать сложно, т.к. для разных сайтов, для разного масштаба это могут быть свои задачи, свой бюджет.