Сопровождение сайта. Как развивать сайт после запуска?

2023-12-22 21:47:25 Время чтения 19 мин 837

Введение 

После создания сайта и ввода его в эксплуатацию процесс работы над сайтом не заканчивается, а только начинается. Сайт требует регулярной шлифовки и внимания.

Сайт - это живой развивающийся организм, а не высеченный на камне рисунок. Сайт либо развивается, либо постепенно стагнирует. 

В этой статье мы рассмотрим ключевые активности по сопровождению сайта и в целом раскроем вопрос Как развивать сайт. 

Что будет в статье: 

  1. Как создавать контент для сайта; 
  2. Выполнение внутренней поисковой оптимизации сайта; 
  3. Изменения по бизнес-логике сайта;
  4. Техническая модернизация сайта и техническое сопровождение;
  5. Улучшение юзабилити сайта; 
  6. Веб-аналитика сайта.

Важно учитывать на самых начальных этапах создания сайта все эти активности. Каждая из них требует вложения средств, времени, людских ресурсов.

В идеале по каждому направлению иметь свой свод метрик, показывающих прогресс по данному направлению. Например, для создания контента - это может быть количество ключевых запросов, количество новых статей и т.д.  

Создание контента для сайта 

Сайту для продвижения в поисковых системах требуется контент. Его можете создавать либо вы, либо ваши пользователи. 

Контент должен быть заточен на определенные ключевые запросы. Чем больше качественного контента, тем выше шансы получения трафика из поисковых систем. 

Определитесь первым делом, что есть ваш контент, кому этот контент нужен и как он его будет находить (через какие ключи). 

Мыслите лучше сразу каталогами, а не отдельными темами. К примеру, для нас (для платформы Falcon Space) это следующие каталоги: 

  1. каталог статей по менеджменту продукта
  2. база знаний по SQL Server;
  3. документация по платформе
  4. большой раздел статей Что это (основные понятия в IT);
  5. каталог статей Как создать веб-студию;
  6. серия статей про Клиентский сервис на сайте.

Важно делать не просто много контента, а тот контент, который приведет нужный вам трафик. Нет смысла просто поднимать посещаемость левым трафиком. За любой вашей единицей контента должна лежать некая ваша цель - что конкретно должен сделать этот посетитель для вашей выгоды. К примеру, в нашем контенте часто такой целью бывает привести пользователя к определенному демо одного из бизнес-решений на базе платформы либо к демостенду компонентов платформы. 

Тема контента очень обширная. Какие активности здесь могут быть: 

  1. создание контента; 
  2. оптимизация контента под ключи;
  3. перелинковка;
  4. поиск ключей (не от квартиры);
  5. анализ позиций в поиске.

Более подробно про это читайте в статье Оптимизация контента сайта. Как улучшить позиции сайта в поисковике

Поисковая оптимизация сайта 

Поисковая оптимизация не должна восприниматься как некий акт хакинга поисковых систем с целью подпихнуть свой контент в ТОП-10. Наша задача - сделать контент сайта максимально прозрачным и понятным для поисковика. т.е. упростить его работу по анализу и ранжированию контента. 

Поисковая оптимизация - это улучшение кода сайта с целью упрощения работы поисковиков. 

Необходимо использовать специальные теги на страницах, обеспечить сайт специальными файлами robots.txt и sitemap.xml для удобства поисковиков при работе с сайтом. 

Необходимо периодически проводить различные аудиты сайтов через внешние сервисы. Это поможет вовремя увидеть возникающие проблемы.

Заглядывайте ежемесячно в Yandex Webmaster и Google Search Console - эти сервисы позволят вам видеть важные изменения по вашему сайту, а также оценить прогресс продвижения в поисковиках. 

Конкретные инструкции здесь не пишу, т.к. это карта действий, а не руководство. Белые пятна вы можете легко восполнять через запросы типа "Как работать с Яндекс.Вебмастер". Главная наша задача в статье - показать что такие активности по сайту в принципе существуют.

Для улучшения привлекательности сайта для поисковиков имеет смысл периодически обновлять существующий контент: 

  1. добавлять ссылки между разделами по смыслу, добавлять ссылки на новый контент;
  2. улучшать плохой контент, делать его проще и понятнее;
  3. улучшать иллюстрации к контенту;
  4. если вы начали использовать видеоформат, то добавлять видео к старым статьям.

Для выявления проблемных мест на сайте также хорошо использовать веб-аналитику. Вы можете понять, где ваш контент совсем не работает в плане поискового трафика и предпринимать активные действия по его изменению. 

Хотелось бы обратить особое внимание на правильное отношение к SEO. Это никакое не шаманство, не танцы с бубном вокруг хотелок поисковиков. Наша задача - просто помочь поисковику найти нужную информацию за отведенное время. Поисковик - это программа, она действует строго по своим алгоритмам, поисковики публично дают свои требования к сайтам (но не раскрывая внутренние правила работы пауков). Если вы пишете хороший контент и выполняете все требования поисковиков на 100% - в перспективе у вас точно будет трафик.

Изменение бизнес-логики сайта под новые  возникающие требования 

Если у вас действующий сайт, он будет постоянно меняться. Дело в том, что сайт работает в очень переменчивой среде. Сегодня задачи одни, завтра другие. 

Ситуация изменилась - сайт должен под нее подстроиться. Появился новый тип трафика (например, оптовые покупатели для магазина)? Нужно дорабатывать магазин в плане этой возможности. 

Очень важно, чтобы ваше решение можно было дорабатывать, видоизменять, улучшать, кардинально менять. 

Если это сделать невозможно, либо требует очень больших затрат, либо делается долго - вам будет сложно адекватно отвечать на возникающие возможности и проблемы в процессе работы сайта. 

Ищите такие инструменты, которые позволят это делать относительно быстро (ладно, не ищите, вы уже нашли - это наша платформа, где правка бизнес-логики и внешнего вида реализуется в личном кабинете администратора на SQL). 

Много раз встречал убеждение у заказчиков, что надо сделать все-все в первой версии, а затем уже на века будет решение, которое можно использовать без изменений. Это утопия: 

  1. вы не знаете, что будет через год;
  2. вы не знаете, что нужно вашим потребителям и нужно быть готовым к маневру;
  3. вы не знаете, что вам придет в голову через пару часов. 

Поэтому важно быть готовым к изменениям и желательно сделать процесс внесения изменений максимально простым и безболезненным. 

Мы исходим из того, что менять можно по горячему даже в работающем решении. Не всем этот подход подойдет (где цена ошибки может быть очень высокой). 

Мы не используем тяжелую инфраструктуру для тестовой среды, для среды разработки, слияния кода и т.д. Все это сильно замедляет процесс поставки новых возможностей. 

Как по мне, лучше быстро внедрить код, а в случае ошибки быстро ее исправить, нежели использовать тяжеловесную систему доставки кода с медленным процессом правки ошибок. 

Идеальный вариант, когда сам пользователь владеет основами сопровождения системы (к примеру, нашу систему учета проектов я улучшаю прямо по ходу эксплуатации: пришла идея как улучшить - сразу внедряю в систему и пробую использовать). 

В общем и целом - готовьтесь к изменениям - новые модули, переработка старых модулей, новые интеграции и т.д. 

Техническая модернизация сайта 

В какой-то мере это перекликается с предыдущим пунктом - это также связано с изменением кода сайта, но здесь мы коснемся более системных моментов. 

Безопасность сайта

В процессе эксплуатации могут быть выявлены дыры в безопасности. Это может решаться за счет настроек сайта или сервера, но может потребоваться и изменения в коде сайта. 

В целом безопасность - обширная тема и никогда нельзя доподлинно сказать "Этот сайт 100% в безопасности". Ваш сайт может быть технически защищен, но если юзер делает пароль 123456 и вешает пароль на монитор, то никакие технические примочки не помогут.

Проводите периодический аудит сайта внешними сервисами по безопасности (например, detectify). 

Оптимизация быстродействия

База данных по  мере работы сайта растет. Обычно больше за счет логовых данных (история действий, фиксация событий). 

Эта работа также требует затрат и внимания. Не нужно думать, что раз система работала на 100 записях, она будет работать на 1млн записях. 

Этот вопрос комплексный. Нужно учитывать множество факторов - системное окружение, качество написанного кода, сложность бизнес-логики. 

Мой подход к оптимизации сводится к следующему: 

  1. Seek and destroy - находим проблемное место через Диагностику и пробуем его решить. 
  2. Если решить не получается - нужно упростить бизнес-логику, чтобы узкое место либо исчезло, либо стало менее критичным.
  3. Если нельзя менять бизнес-логику - увеличиваем аппаратные возможности (память, процессор).
  4. Если это не помогает - перерабатываем решение с обходом проблемных вычислений (например, хранить агрегирующие данные в отдельных таблицах с пересчетом раз в день). 

В идеале как минимум 1 раз в месяц проводить общую диагностику на выявление проблемных запросов в системе.

В Falcon Space мы используем специальный внутренний инструмент Диагностики. Анализ работы сайта на Falcon Space

Развитие внутренних инструментов 

Вы можете создавать для себя удобные инструменты для упрощения работы с сайтом. К примеру, мы создаем для себя множество разных инструментов: 

  1. CRM с картой движения лида;
  2. карта релевантности для учета контента; 
  3. аналитика по посещаемости демо; 
  4. финансовые отчеты (БДДС, БДР);
  5. курс для обучения новичков;
  6. база знаний; 
  7. форум.

Некоторые из таких наработок в итоге становятся отдельным компонентов или даже решением (т.е. как отдельный сайт-демо)

Почему свои инструменты это удобно: 

  1. вы можете их развивать под свои потребности как угодно;
  2. вам не нужно синхронизировать данные с другими сервисами, все находится в вашей базе данных. 

Но это возможно только в случае, если ваши инструменты разработки позволяют быстро добавлять код в систему, и не требуется длительный цикл разработки.  

Исправление ошибок 

В ходе эксплуатации будут появляться ошибки. Без этого не существует ни одной реально работающей системы. 

Вспомните Windows с его кучей обновлений и Service Pack. 

Что важно в этом плане - важно иметь возможность быстрого внесения правок для исправления ошибок. 

Также важно иметь средства диагностики для своевременного выявления ошибок на ранних стадиях (когда возможно пользователи еще не замечают их). 

Необходимо проводить регулярно диагностику. Это также требует времени и затрат. 

При этом ошибки необязательно идут изначально в системе. Они могут быть результатом изменений в переменчивой среде, в которой работает сайт: 

  1. что-то поставили на сервер, и это мешает работе сайта;
  2. пользователи внесли какие-то кривые данные; 
  3. произошел аппаратный сбой (что бывает гораздо реже, чем ошибка программиста или оператора);
  4. данных стало очень много и стал медленно работать определенный запрос;
  5. кто-то пытается взломать приложение.

В каждой ошибке надо разбирать откуда растут ноги, и прорабатывать причины возникновения для того, чтобы минимизировать риски возникновения подобного класса ошибок в будущем. 

Новые интеграции 

Сайт работает не в вакууме. Ваш бизнес может иметь данные в различных системах и сервисах. И возникает необходимость обработки этих данных на вашем сайте. Либо возникает необходимость выполнять некие специфичные действия из вашей системы через использование внешних сервисов. Это могут быть внешние CRM (Битрикс24, АМО и др.), платежные шлюзы, СМС шлюзы, сервисы рассылки и т.д. 

Сейчас большинство интеграций выполняется через HTTPS Get/Post запросы в форме JSON, XML. Раньше более распространено было более тяжеловесный SOAP формат. 

В нашей платформе есть механизм API, позволяющий обращаться за данными вовне, а также создавать свой слой API методов для обращения к сайту внешними системами. 

Шлифовка удобства сайта по обратной связи от пользователей 

Не думайте, что вы можете создать удобный функционал с первого раза, который сразу понравится пользователям системы. 

Вы можете постараться сделать хороший интерфейс, но только практика работы оператора покажет, что удобно, а что нет. 

Почему юзабилити в целом важно для сайта: 

  1. пользователи быстрее делают свои задачи
  2. ниже процент отказа и выше показатель вовлеченности на сайте
  3. выше конверсия страниц
  4. улучшаются поведенческие факторы сайта, что улучшает ранжирование сайта в поисковых системах

Статья про юзабилити платформы Falcon Space

Что может улучшить юзабилити вашего сайта: 

  1. объединение операций для юзера. Если для выполнения операции нужно зайти в 3 места, нажать 5 кнопок в определенном порядке - это не очень удобно. Гораздо удобнее, когда одно бизнес-действие выполняется в рамках одной формы, где за фасадом спрятано множество действий. 
  2. горячие клавиши - для опытных пользователей. Удобно, когда есть горячие клавиши. Например, у нас в платформе любая форма выполняет действие по кнопке по клавишам Ctrl + Shift + S. 
  3. вывод доп таблиц и форм в нужное место, детализация информации через подтаблицы. Иногда смотришь какой-то отчет и понимаешь "здесь бы нужно вывести детализацию". Важно, чтобы ваша система позволяла относительно быстро внедрять такие штуки - вывести подтаблицу, вывести форму с данными в модальном окне и т.д.
  4. частые действия - всегда под рукой. В нашем случае это панель быстрых действий наверху справа, которая доступна на любой странице. Ну а самые частые действия можно вынести в панель слева, которая всегда на виду (набор иконок). Это могут быть операции: создать задачу, добавить расход, отметить время и т.д.
  5. универсальный поиск - важно быстро находить в системе нужную информацию. Набираем в поле запрос и получаем доступ к нужному объекту. Причем это могут быть объекты разных типов - контрагенты, проекты, задачи и т.д.
  6. улучшение мобильной версии сайта. На мобильном устройстве места гораздо меньше чем, на настольном ПК (так уж получилось). Интерфейс мобильного сайта должен быть проще. Некоторые ненужные объекты можно скрывать. Блоки располагаются друг под другом. Кнопки можно покрупнее.  В платформе мы используем Bootstrap, он позволяет создавать адаптивный интерфейс, который учитывает ширину экрана устройства

Веб-аналитика сайта

Веб-аналитика - это внешний инструмент для анализа работы сайта. Пример - Яндекс Метрика. 

Веб-аналитика позволяет выявлять проблемы на сайте, понимать откуда приходят пользователи на сайт, что они делают на сайте, и вообще кто эти пользователи. 

Веб-аналитика используется не только для того, чтобы знать что происходит на сайте. Но и для того, чтобы вносить правки в сайт. Это итеративный процесс. Посмотрели, подкрутили, подождали, опять посмотрели и т.д.

Начните с самых простых отчетов и постепенно подключайте и другие: 

  1. страницы входа; 
  2. источники трафика;
  3. браузеры;
  4. популярные страницы;
  5. география;
  6. ключевые слова.

Задавайте правильные вопросы и ищите ответы в веб-аналитике: 

  1. откуда пришли пользователи? 
  2. какие страницы дают трафик? 
  3. по каким ключам находят сайт? 
  4. где посетители сразу уходят с сайта? 
  5. дает ли реклама нужный эффект? 
  6. какие браузеры используют мои пользователи и нет ли у них проблем с отображением?

Веб-аналитика позволяет перейти от гадания "что же там на сайте происходит" к фактам, на основе которых можно принимать взвешенные решения. 

Заключение

Мы рассмотрели различные активности, которые возникают в ходе процесса сопровождения сайта. Теперь вы знаете как развивать сайт.

Вы можете составить свой план действий по сопровождению сайта. 

Если же вы еще не создавали свой сайт, то просто учитывайте эти расходы в своем бизнес-плане. Точную оценку по данным расходам дать сложно, т.к. для разных сайтов, для разного масштаба это могут быть свои задачи, свой бюджет.

Источник: https://falconspace.ru/blog/soprovozhdenie-sayta--kak-razvivat-sayt--tekhnicheskaya-modernizaciya-sayta