В пятницу 28 апреля в кинотеатре «Дом Кино» состоится премьера фильма о приключениях двух красноярских лонгбордистов Артема Владимирова и Сергея Бастрыкина, которые за месяц обкатали на досках три сибирских региона — родной Красноярский край, Хакасию и Тыву (1 000 км в пути!). На сам фильм пришлись год кинопроизводства, 12 терабайт исходников и бюджет в 2 500 000 рублей. Редакция сайта «Сибирь работает» узнала у режиссера фильма Владимира Тарасова, зачем, собственно, идти на премьеру, и как команде удалось не просто выжить, а еще поработать с брендами в формате продакт-плейсмента.
Фильм «Енисейский Марафон», по заверению режиссера Владимира Тарасова, — это история самого отчаянного приключения в жизни двух друзей, которые решили отправиться на лонгбордах в поездку на 1 000 км. И не просто отправиться, но и снять про это путешествие кино.
Для меня эта история началась год назад. Мне позвонил коллега по цеху и рассказал о ребятах, которые делают лонгборды — такие доски на колёсиках — и хотят отправиться на них в путешествие, чтобы снять фильм. Мы встретились с одним из них, Серёжей, и он с горящими глазами рассказал мне, как они пару лет назад проехали чуть больше 100 км на лонгбордах, а затем ещё раз, и сейчас загорелись сделать нечто большее, чего не делал ещё никто в России и, возможно, в мире. Пока я слушал Сергея, в голове то и дело всплывали картинки из оскароносного фильма «Фри Соло» о скалолазе, совершившим первым в мире восхождение на Эль-Капитан без страховки. А ещё из фильмов жанра роудмуви (это фильмы, действие которых происходит в дороге), где герои на своём пути встречают персонажей, меняющих мировосприятие.
Так, снять такое кино было хорошей возможностью сделать документалку на стыке двух жанров. В прошлых моих проектах (например, в фильме «Там, где наш дом») я шёл строго по прописанному сценарию и плану, а здесь, как бы мы ни готовились, сюжет писался каждый день. Сгорела подошва кроссовок, герой травмировался — каждый день на протяжении месяца мы могли лишь наблюдать за парнями и изредка вмешиваться в их дела.
Подготовка фильма была масштабной. За первые месяцы подготовки герои рассчитали километраж на каждый день пути, на карте разметили все места остановок, стараясь учесть все природные факторы, и паковали рюкзаки. Изначально планировался режим «день поездки/день отдыха», но жизнь быстро внесла свои коррективы, и иногда герои ехали без остановки по несколько дней под проливными дождями, например.
Съёмочная команда же столкнулась с не менее сложной задачей: часть съемок велась от первого лица, но как на протяжении месяца героям каждый день себя снимать и не потерять материал в условиях дождей?
После тестов мы выбрали камеру GoPro, которая бы не нагружала рюкзаки. Чудом успели на «Авито» заказать из Москвы специальный бокс, позволяющий качественно писать звук. Именно за звук мы больше всего переживали технически, ведь с опытом понимаешь, что картинка — это дело вторичное.
Также мы выбрали точки, где и когда мы посетим героев для съёмки кинематографичных кадров, моральной поддержки и забора материала. Большой блок фильма сняли в Красноярске, и это была хорошая тренировка перед съёмкой сложнейших спусков в реально опасных условиях. Конечно же, не обошлось и без факапов.
Начну с забавного — в Ергаках мы влетели новым коптером в дерево, но чудом отделались лишь небольшой поломкой винта. А спустя 30 минут, пребывая в шоковом состоянии, оставили его прямо на парковке смотровой в суперпримечательной красной коробке. Возвращались за ним, обсуждая, как бы его уже не забрали. И на подъезде к парковке мы увидели жигули с тувинцами внутри. Наш водитель Алексей дал жару, и мы успели добраться до коптера первыми.
Приехав в Тыву, мы заселились в единственную в округе гостиницу, которая закрывала свои двери в 19:00 в целях безопасности. Местные то и дело рассказывали, как в прошлом году группу туристов обокрали, поэтому мы ввели серьёзные правила безопасности, находясь в группе. И то, каким испытанием Тыва стала для героев фильма, меня как режиссёра радует, но по-человечески это было больно.
В какой-то момент прозвучала фраза: «Или мы едем в этом году, или не едем уже никогда!». Меня же давно интересовала и Тыва, и маршрут «Саянского кольца». Я предложил это направление Сергею и, конечно, не встретил позитивного отклика. И это можно понять: информационный фон и новостная повестка вокруг Тывы всегда были нерадужными. Но потом подключилась идейная составляющая: поехать куда-то в сторону Тывы — это значит захватить три региона Южной Сибири, а это абсолютно разные ландшафты и пейзажи: тайга, заливные луга, степи, горные перевалы, пустыня. Также подкупало то, что это все-таки наши родные края, мы не едем куда-то далеко, чтобы там покататься на доске. Мы едем привычными для нас дорогами и показываем привычные знакомые пейзажи, только путешествие наше не на автомобиле. И когда мы начали собирать все эти доводы в кучу, то в голове появилась вполне четкая картинка.
Случился и драматичный факап — буквально на пятый день путешествия голеностоп героя вышел из строя. В воздухе витало: всё, путешествие закончится, но нет... А чем эта ситуация обернулась — зрители узнают уже при просмотре фильма.
Мы выиграли грант программы «Документальное кино Красноярья» в размере чуть больше 2 000 000, но сразу было ясно, что этого не хватит. Ставки и так были ужаты до минимума, а без ещё 500 000 рублей получилось бы либо очень слабое кино, либо герои в экспедиции питались бы семечками. Для многих такая сумма покажется даже чересчур весомой, но если вы посчитаете аренду микроавтобуса, бензин, съёмочную технику, оплату специалистов, питание и гостиницы, то цифра всегда будет семизначной.
Когда я делал рекламу для брендов, мне всегда хотелось не просто вложений от них в проект, а партнёрства и веры в идею. И «Енисейский Марафон» стал первым проектом, где уже в качестве продюсера я решил, что надо пробовать сконнектиться. Но одной идеи на бумажке для питчинга недостаточно. Нужна хорошая упаковка, доказательство твоей компетенции (то есть портфолио), а также умение понятно говорить. И последнее порой важнее всего остального.
В итоге в магазине фототехники Action 24 нам передали GoPro, Русское Географическое Общество поддержало информационно. Используя связи в экстрим-спорте, я вышел на бренд энергетиков Gorilla Energy и предложил партнёрство. До сих пор я очень удивлён, насколько быстро они включились в работу. Мы ожидали, что этот вопрос будет решаться несколько месяцев, а ответ пришёл буквально за день. Положительный.
То же самое произошло с «Командором». Я очень рад, что местный бренд, с которым я лично взаимодействую каждый день, увидел ценность в идее. И, конечно, сыграло то, что на всём пути героев были «Командоры», а это уже отличная нативная интеграция и продакт-плейсмент. «Дом.Ру» включились уже в процессе экспедиции и также поддержали нас, в том числе снабдив пауэрбэнками для зарядки камеры.Хватило ли нам по итогу денег? Конечно, нет. Звуковой дизайн фильма по итогу мы делали вместе с монтажёром, а на продвижение фильма снова ничего не осталось. Но махнуть рукой на проект, в который ты вложил столько веры и сил — не мой стиль работы, поэтому продолжаем делать всё сами.Хватило ли нам по итогу денег? Конечно, нет. Звуковой дизайн фильма по итогу мы делали вместе с монтажёром, а на продвижение фильма снова ничего не осталось. Но махнуть рукой на проект, в который ты вложил столько веры и сил — не мой стиль работы, поэтому продолжаем делать всё сами.
Мы подали фильм на ряд кинофестивалей, один из самых известных — это Beatfilm Festival. В случае нашего прохождения в рамках фестиваля фильм увидят во многих городах России. Уже скоро мы узнаем ответ: если нас не возьмут, то будем обращаться к прокатным компаниям и выпускать фильм сначала в кино, а затем на стримингах.
АВТОР: Анастасия Гнедчик