Стримы с преподавателями, сотрудничество с IT-хабами и практики в топовых сибирских компаниях
«Играешь в игры? Научим их создавать», — так звучит слоган кампании по набору абитуриентов на онлайн-бакалавриат по геймдеву в Институт космических и информационных технологий СФУ. Мало того, что в нишу разработки игр зовут не с баннеров каких-нибудь трехмесячных курсов, а в престижном российском университете, так еще и образование (с настоящим дипломом государственного образца!) студенты получают исключительно на удаленке. О плюсах и минусах нового для СФУ формата — в материале сайта «Сибирь работает».
О том, как в ИКИТ СФУ решились протестировать новый формат обучения, и с какими сложностями на старте университет столкнулся, рассказала нам Екатерина Чжан, заместитель директора Института космических и информационных технологий СФУ по информационной политике.
Проект онлайн-бакалавриата «родился» у проректора по учебной деятельности СФУ Дениса Гуца в октябре 2021 года: представьте, что студенты делают абсолютно всё онлайн, они не приезжают в университет ни на условную физкультуру, ни на лекции по профильным дисциплинам. И мы представили себе и решили внедрить такой формат обучения именно в Институте космических и информационных технологий, — где, если не у нас этот формат оказался бы наиболее приемлемым? Так мы взялись за эту задачу и начали искать, что же сейчас изучать актуальнее всего.Сначала мы думали, что «переедем» с уже готовым бакалаврским планом в онлайн. А когда мы начали со всем этим разбираться, то поняли, что раз формат новый, то и программу нужно создавать с нуля. Посмотрели на отрасль: после пандемии геймдев (то есть разработка игр) набирал обороты. Присмотрелись внимательно к студентам, чтобы понять, что для них актуальнее всего: они — разношерстные, смотрят разные фильмы и книги, но единственное, что всех их объединяет — они играют в онлайн-игры. И мы решили, что слоган «Играешь в игры? Научим их создавать» очень нам подходит, потому что в нашем институте имеются и нужные компетенции, и подходящая целевая аудитория.
Дело осталось только за изменением формата. Мы поняли, что нам нужен очень качественный лекционный видеоматериал: когда мы в аудитории ведем потоковые лекции, это одно — где-то мы можем отыграть харизмой, переключиться на шутку, например, а в онлайне это не работает — ты должен постоянно отвоевывать внимание студентов. В аудитории ты «воюешь с телефоном», а на конференции на любой из онлайн-платформ приходится конкурировать со множеством факторов.Так, лекции мы начали снимать в нашем производственно-продюсерском центре, подключив, конечно, более жесткие требования как к ведению лекций преподавателями, так и к самому продакшену. Часть преподавателей ведет лекции синхронно со студентами — в режиме реального времени. Из интересного — мы проводим стримы с преподавателями, чтобы поближе познакомиться и разобрать интересные с точки зрения геймдева моменты.У каждого нашего студента есть собственный выход в общую среду учебных ресурсов, а на онлайн-бакалавриате мы еще внимательнее следим, чтобы каждый студент понимал, какой у него жизненный цикл: что нужно сделать, какие задачи выполнить, какие есть дедлайны и задолженности. Там же находятся лекции, видеоматериалы и практические задания. Всё, что мы изучаем, дублируется туда, каждая дисциплина на 100 % покрыта онлайн-средой.
Надо понимать: мы даем студентам полное право выбора жизненного сценария
У дисциплины разная география, и в Красноярск поступившему приезжать необязательно, чтобы получить образование и диплом государственного образца. У каждого студента имеется доступ к общей инфраструктуре: ребята могут жить в общежитиях, участвовать в университетских мероприятиях, для них доступны те же самые стипендии. У нас был опыт, когда студентка онлайн-бакалавриата поняла, что хочет все-таки посещать потоковые лекции с другими студентами, и мы без проблем решили эту задачку.
Полноценно запустились мы в прошлом году: сейчас по направлению учатся 15 студентов, 11 — на бюджете, 4 — на платной основе (это наши же студенты курсов постарше, которые перевелись на это направление: они уже начали карьеру в IT, но у них нет времени посещать занятия каждый день. Всего на геймдев было выделено 25 бюджетных мест, но скептическое настроение родителей к онлайн-обучению и то, что программа в принципе новая, еще неизведанная, не позволило получить нам большее количество заявок на онлайн-бакалавриат.
Сайт направления: здесь можно изучить учебный план на четыре года вперед, познакомиться с реальными кейсами преподавателей и узнать ответы на часто задаваемые вопросы.
Сам концепт онлайн-образования не всем понятен. Это нормально, что не все люди принимают формат, для многих он не совсем удобен. Родители на него не соглашаются: студенты могут быть готовы учиться таким образом, но родители в это не очень верят. По этой и другим причинам мы решили пересмотреть подход к направлению. Так, с 2023 года мы планируем менять формат на гибридный, чтобы часть студентов смогла ходить на лекции очно — для этого сейчас мы меняем инфраструктуру, по сути — «начинку» кабинетов и оборудование, потому что такое образование тянет за собой большое количество технологических решений. Нужны интерактивные доски, камеры и микрофоны, чтобы и те, кто в аудитории, и те, кто на связи по ту сторону экрана, слышали и видели всё одинаково качественно.Однако оставить студентам возможность существовать в онлайне мы все равно хотим: во-первых, у нас учатся ребята из разных городов России, много — из Краснодара, Кемерово, Иркутска, и мы планируем расширять географию. Естественно, возникнут сложности с часовыми поясами, но мы это понимаем и решим все проблемы по мере поступления. Мы умеем классно учить, об этом говорят многие наши выпускники — сложностей мы не боимся.
Здесь в разговор включилась Анастасия Раскина, исполняющая обязанности заведующей кафедрой информационных систем ИКИТ СФУ и руководитель группы разработчиков образовательной программы. Она пояснила, кем же все-таки станут айтишники в будущем.
Само направление подготовки называется «разработка компьютерных игр и приложений», и под словом приложения можно иметь в виду широкий спектр ПО. То есть студенты на выходе из ВУЗа точно смогут создать сайт, написать приложение, с нуля разработать игру на движке Unreal или Unity: они изучают два языка программирования — C# и С++. К тому же, студенты много изучают в области машинного обучения ИИ (применительно к игровой индустрии), и такая позиция, как аналитик данных, будет им доступна. Ребята изучают классические операционные системы, и профессия системного администратора у них уже в кармане.Проще говоря, от нас уходят программистами, а надстройкой идет всё, что касается разработки игр. Еще раз, после выпуска человек сможет работать на таких позициях, как: разработчик компьютерных игр, гейм-дизайнер, нарративный дизайнер, программист, дизайнер интерфейсов (UX/UI дизайнер), разработчик WEB и мультимедийных приложений.Многие также не понимают специфики геймдевелопмента: чтобы создать игру, нужно быть программистом, художником, талантливым человеком, понимать основы графики, математики, логики. Здесь нужны очень серьезные компетенции, зайти с улицы и стать такого уровня разработчиком — нереально. Конечно, можно на курсах стать младшим python-разработчиком, но дальше карьеры не сделаешь, если не развиваться. Не спорю, можно развиваться и самостоятельно, это тоже нормально, но у нас есть четкий план, нацеленный на результат.
К тому же, разработка игр — это не только про игры, но и про VR, про геймификацию на местах. Наш выпускник как фулстек-разработчик может заниматься как клиентской, так и серверной частью проекта — бэком и фронтом. Набор инструментов мы даем масштабный. И у нас очень сильная математика, потому что в геймдеве нужно внимательно всё просчитывать. Конечно, высшую математику можно постичь и по Ютубу, но высшее образование открывает доступ к экспертности высокого уровня, и выстроенный учебный план против сурового быта самоучки — разные вещи. К тому же, в университет можно поступить и на бюджет.
Например, в играх есть персонажи, которые взаимодействуют с пользователем: они находятся в определенном созданном мире, и в зависимости от действий пользователя персонаж должен выполнять ответные действия. Не всегда эта логика понятна, а игровой искусственный интеллект позволяет отрегулировать поведение множества персонажей на сцене — ИИ-алгоритмы помогут запоминать предыдущие действия игрока, анализировать его характер игры, и в зависимости от этой памяти выстраивать с ним поведенческую траекторию. Это интересное направление.
Мы прекрасно понимаем, что soft skills — это очень важно. Понятно, что IT — это тоже тусовка: у айтишников в команде в принципе очень четко распределены роли, и ни один проект не может быть сделан в одиночку. На каждом участнике процесса лежит определенный рубеж задач, и от него зависят другие люди. Мы переживали, что этот момент у студентов просядет, но убедились в обратном.На предмете «Введение в профессиональную деятельность» мы предложили ребятам задание, и для его выполнения они сами разделились на группы, обе команды затем презентовали свои проекты. Они сами распределили роли — кто уже умеет программировать, тот «тащил» тяжелую часть работы — то есть всё, что происходит на сервере, вычисления и прочее. Другие делали фронт — то есть занимались частью продукта, которую видят пользователи. И ребята коммуницировали на разных платформах, начали общаться неформально. В любом случае с точки зрения профориентации приходится объединяться и вливаться в тусовку.Так, сейчас мы работаем с IT-хабом в Сочи, откуда в рутину наших студентов придут различные активности и хакатоны, а также местные специалисты помогут нам в разработке курсов и повысят квалификацию наших преподавателей. СЕО красноярской IT-компании «Фабрика решений» Анатолий Фомин, у которого много проектов как по России, так и за рубежом, уже записал курс видеолекций для наших студентов по введению в разработку игр — бизнес тоже включается в образовательный процесс, потому что все заинтересованы в грамотных кадрах.
Мы много работаем с местными IT-компаниями для того, чтобы у нашего студента была интересная практика. Но у нас возникает другая проблема — многие студенты с этих практик не возвращаются, поскольку реальная работа их засасывает. Поэтому мы много трудимся над этим направлением, чтобы мысли о ненужности высшего образования не транслировалось. Во многих компаниях по пол-офиса наших студентов, но нам важно, чтобы они доучились.
Среди красноярских компаний, с которыми мы работаем, IT-парк «Питерский мостик», «Фабрика Решений» и «Очень Интересно». Уже начинаем сотрудничать с компаниями Sibdev, «Аспирити», Kozhindev: красноярский пул у нас покрыт, но мы расширяем географию. К тому же, у нас есть индустриальные партнеры — РУСАЛ, «Радиосвязь», и у нас есть классные совместные проекты с событиями и стипендиями. IT-образование невозможно сделать в одиночку, нужны крутые партнеры.
Конечно, научим. На третьем курсе у них начнется предмет «Интернет-предпринимательство», где студенты научатся анализировать рынок, создавать собственные бизнес-модели, займутся кастом девелопментом. Предмет этот завершится питчингом перед реальными инвесторами.
Сейчас мы заняты выходом на более широкую географию студентов, нам интересно собрать под своим крылом абитуриентов от Калининграда до Владивостока. Поэтому продвигаемся в соцсетях, устраиваем стримы, создали онлайн-конкурс, где абитуриентам дается + 4 балла при поступлении. Там нужно разработать игру, загрузить ее на нашу платформу, и мы выберем тех, кто пройдет на очную онлайн-защиту своего кейса перед жюри. И сегодня среди заявок — всего треть из Красноярска: свои работы присылают из Краснодара, Воронежа, Московской области, из Дальнего Востока. Нам важно, чтобы появились интересные проекты: мы ищем ребят, которые заинтересованы в этом и хотят найти профессию по душе.
АВТОР: Анастасия Гнедчик