От того, насколько комфортной будет «посадка на борт» на новом месте, во многом зависит весь карьерный путь специалиста в вашей компании. Делимся лучшими практиками онбординга — рассказываем, как помочь новым сотрудникам встроиться в рабочий ритм и стать частью команды.
Онбординг — это планомерное включение сотрудников в работу на новом месте. В современных компаниях принято проводить адаптацию новичков под присмотром тех, кто отвечает за найм и работает уже достаточно давно. Онбординг нужен, чтобы помочь новому сотруднику познакомиться с коллективом, корпоративной культурой и бизнес-процессами, освоиться в новой роли и стать продуктивным участником команды. В зависимости от масштаба и специфики компании, онбординг может включать разные механики и требовать участия большего или меньшего числа людей.
Кадровый менеджер отвечает за разработку программы онбординга, должностные инструкции, знакомство с коллективом и культурой компании. В течение испытательного срока HR следит за тем, как проходит адаптация новичка, а также собирает обратную связь от коллег.
Это может быть руководитель отдела, подразделения или всей компании. Основная задача руководителя в процессе онбординга — разъяснить тонкости ведения бизнес-процессов и обозначить критерии, по которым будет оцениваться эффективность работы нового сотрудника.
В некоторых компаниях новичков сопровождают наставники или бадди (от англ. buddy — «приятель»). Они делятся опытом и помогают преодолевать первые трудности в работе. Как правило, это сотрудники того же уровня или на ступень выше.
Офис-менеджер помогает ориентироваться в пространстве офиса и отвечает на бытовые вопросы. Например, в какую курьерскую службу обратиться для отправки срочных документов, как забронировать переговорную на время встречи, как пользоваться оборудованием для конференц-связи и т. п. Такие мелочи в сумме составляют весомую часть процессов онбординга. В сервисном офисе TheOffice эти задачи берут на себя администраторы пространства, освобождая корпоративных резидентов от рутинной части онбординга.
Грамотно выстроенный процесс онбординга с первых дней формирует лояльность новых сотрудников к компании, а в перспективе — помогает сократить текучесть кадров.
Считается, что для полной адаптации и максимальной эффективности в работе новому сотруднику требуется от 4 месяцев до полугода. Из них на онбординг приходится от 1 до 3 месяцев — столько же, сколько на испытательный срок. Приведем примерный план онбординга для нового работника, условного тестировщика в IT-компании.
Опытные и дальновидные HR-специалисты планируют и начинают онбординг заранее, как только кандидат принял предложение о работе и подтвердил дату выхода. На этом этапе ему можно отправить приветственное письмо с презентацией о компании. До его выхода в офис нужно организовать рабочее место, установить необходимый софт, заказать пропуск в бизнес-центр и подготовить доступы к рабочим системам. А также предупредить будущего наставника и других коллег, которые будут принимать непосредственное участие в онбординге новичка.
Пожалуй, самый ответственный этап, когда не только сотруднику, но и компании важно показать себя с лучшей стороны. Нужно решить формальности с документами, лично познакомить новичка с коллегами, наставником и ключевыми участниками проекта, в котором он будет задействован. Если вы не пропустили предыдущий этап, рабочая среда уже готова, а значит, остается провести обзор рабочего места, инструментов и внутренних ресурсов. А после дать время самостоятельно осмотреться и пообщаться с командой.
Сотрудник обучается инструментам и методологиям, вникает в специфику проектов, выполняет первые задачи под присмотром наставника, участвует в совещаниях с руководителем и ходит на ланчи с коллегами. На этом этапе HR уступает ключевую роль в онбординге своим коллегам, но находит время поинтересоваться, как идут дела. Важно делать это без давления, в полуформальной обстановке. Например, предложить попить кофе и побеседовать в лаундже.
За месяц уже можно оценить, насколько хорошо новый человек влился в коллектив и встроился в рабочие процессы. Обычная практика по итогам месяца онбординга — собраться со всеми его участниками за столом переговоров, обсудить успехи и точки роста, над которыми нужно работать.
Заключительный этап, когда HR собирает и анализирует обратную связь от сотрудника и участников команды. Сотрудник встречается с руководителем один на один. По итогам трех месяцев работы можно объективно оценивать результаты, принимать решение о дальнейшем сотрудничестве и планировать карьерный рост в компании.
Каждый из этих этапов направлен на помощь новому сотруднику включиться в работу на новом месте. И в каждом из них администрация TheOffice готова принять участие, поскольку стремимся создать комфортные условий работы для всех резидентов.
Дадим еще несколько советов, что можно сделать, чтобы новым сотрудникам было уютно в компании с первых дней.
Собирайте и поддерживайте актуальность базы знаний. Новый человек в команде не должен разбираться в хаосе. Помните, что на этапе онбординга не только вы присматриваетесь к сотруднику, но и он к вам. Вы ведь нанимаете настоящих звезд и хотите работать с ними долго, верно?
Дайте знать новичку, когда и где можно делать короткие перерывы. Покажите, как работает кофемашина, где лежат общие плюшки и чай. Это базовый минимум, который всегда работает.
Во многих компаниях принято дарить корпоративные подарки — велком-паки (от англ. welcome pack — «приветственный пакет»). Это могут быть канцелярские принадлежности с фирменной символикой, портативные аккумуляторы, толстовки, рюкзаки или забавные носки. Задача таких подарков — сформировать чувство причастности. Чем интереснее и полезнее подарок, тем больше позитивных эмоций он вызовет у сотрудника.
Старайтесь находить индивидуальный подход к каждому, искренне интересоваться мнением и работать с полученной обратной связью. Иногда в общении с вновь прибывшими сотрудниками проясняются скрытые проблемы в коллективе.
Участие в корпоративных мероприятиях помогает преодолеть барьеры в общении. Проводите совместные праздничные обеды, вечеринки с настольными играми или тренинги. Вовлекайте новичков в организацию, чтобы они могли проявить себя в неформальной обстановке.
Читайте также: «Нескучная жизнь в The Office: 10 идей мероприятий в сервисном офисе».