Часто бывает, что компания запускает сайт, настраивает рекламу, блог ведёт. А эффекта — ноль. Обращаются к нам. Мы начинаем разбираться, а там — будто всё нарочно плохо сделали! На сайте ничего найти нельзя, в контекстных объявлениях — ни слова о пользе, в блоге тексты для поисковых роботов. Поэтому в сегодняшнем посте мы расскажем про четыре вопроса, о которых помнит каждый рыбак, но забывают маркетологи.
Это вопросы про основы интернет-маркетинга: понимание потенциальных клиентов, места их обитания, инструменты «ловли» и подбор наживки. На них стоит обязательно ответить, прежде чем садиться за создание сайта или настройку рекламы.
Один наш маркетолог заметил, что его работа схожа с увлечением отца, тот заядлый рыбак. И когда он поделился этим наблюдение, его отец смеялся минимум три минуты. Ведь наш коллега сидит перед монитором до поздней ночи, а не у реки на заре. Разберёмся.
С помощью специальных приспособлений и наживки рыбак привлекает внимание рыбы, а потом цепляет её на крючок и достаёт из воды. Маркетолог действует точно так же, когда «ловит» потенциальных клиентов. Он закидывает упоминания своей компании в те места, где водится его аудитория, а потом ждёт, когда кто-то на них клюнет. Так что и готовиться к «ловле» и рыбаку, и маркетологу следует одинаково. Сначала отвечаем на четыре вопроса:
В реке водятся и караси, и карпы, и щуки, и сомы. Все обитают в разных местах, всех надо ловить разными удочками и снастями. А кого хочется поймать? Чтобы поймать рыбу своей мечты, маркетолог составляет портрет целевой аудитории.
Рыба в реке водится неравномерно. В одном месте за час полведра натаскаешь, в другом — за полдня поймаешь трёх пескарей. Чтобы поймать рыбу, придётся поискать место, где она водится. Для этого маркетолог ставит себя на место потенциальных клиентов. Какие сайты они читают каждый день? На какие сообщества в социальных сетях подписаны? Где информация о товаре будет уместна для него?
У каждого проекта свои аудитория и товары. Но есть несколько типичных «мест обитания» потенциальных клиентов:
Щуку голыми руками не поймать. А для сома не нужен спиннинг. Рыбак выбирает, какую удочку (и удочку ли?) взять из шкафа со снастями.
Маркетолог выбирает, какими инструментами будет привлекать аудиторию. Это напрямую связано с «местами обитания» потенциальных клиентов.
Щука — хищная рыба, поэтому не клюнет даже на самый вкусный хлеб. А сом безразлично отнесётся к червю на крючке. Недостаточно закинуть удочку, чтобы кого-то поймать. Наживка на крючке должна быть привлекательной для рыбы.
В маркетинге наживка — польза продукта для потенциальных клиентов. Один и тот же товар может приносить двум покупателям совсем разную пользу. Решение проблемы всех групп аудитории может быть одинаковым, например, подходящий санаторий. Но позиционировать услуги необходимо по-разному: одним клиентам — про здоровье, другим — про красоту природы. Это несложно понять. Достаточно посмотреть на обобщённые портреты целевой аудитории (персонажей), которые вы составляли сначала. В них должны быть проблемы, которые персонаж хочет решить. Их решение — главная польза вашего продукта, а значит — лучшая наживка.
Для ловли хищной рыбы наживка должна вести себя, как живая мелкая рыбка. Поэтому на крючок навешивают блёсны и вертушки. Щука думает, что к ней в пасть попала добыча, а на самом деле — крючок. Наживка маркетолога должна быть убедительной, иначе потенциальный клиент на неё не клюнет и «уплывёт» к конкурентам. Поэтому стоит акцентировать внимание на пользе продукта во время каждого контакта с потенциальными клиентами.
Итак, в маркетинге нет ничего сложного. Интернет-маркетинг каждой компании должен начинаться с ответов на эти вопросы:
Теперь можно создавать сайт, настраивать рекламу и писать посты. Главное — показывать пользу товара потенциальным клиентам «в местах их обитания».