Как известно, Яндекс в марте 2024 года выкатил долгожданную новую платформу ОРД Яндекс (Yandex ORD) как полноценый бесплатный интерфейсный продукт вместо архаичного Партнерского кабинета. Рассмотрим подробно как работать в новом кабинете с получением токенов, оформлением статистики и актов, разаллокацией по изначальному договору и креативам для исполнения закона о маркировке рекламы в интернете.
Системный (пополняемый) материал для каждого участника рекламной цепочки при исполнении статьи 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ (закон о маркировке рекламы)
Рассмотрим несколько сценариев, где разберем конкретные действия для владельца интернет-площадки (владелец сайта, блогер, админ паблика) по оформлению своей отчетности в ORD Yandex
Первый сценарий: Рекламодатель (РД) - Рекламораспространитель (РР)
Предположим, к РР (мы) обратился РД (заказчик) для размещения РИМ (рекламно-информационный материал) на интернет-площадках, которые принадлежат РР
В данном случае РД является исходным Рекламодателем и не является Посредником через которого проходят финансовые средства за размещение рекламных материалов, поэтому для текущей цепочки договор между РД-РР и понятие изначальный договор это одно и тоже.
Понятие изначального договора для системы отчетности в ОРД является фундаментальным понятием (сущностью) для каждого участника рекламной цепочки, который производит оформление отчетности у себя в ОРД.
Напомним, изначальный договор - это договор между Рекламодателем (РД) и его первым контрагентом в рекламной цепочке. Первый контрагент в нашем случае это и есть Рекламораспространитель (РР). Именно атрибуты (номер, дата) изначального договора используется при разаллокации по изначальному договору, а также к нему прикрепляются токены при получении в ОРД.
Также с помощью атрибутов изначального договора в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы) происходит склейка каждой рекламной цепочки, что обеспечивает прозрачность для регулирующих органов (Роскомнадзор, ФАС и ФНС) движения финансовых средств по каждому размещению рекламы в интернете.
Сторонами Рекламодатель-Рекламораспространитель (мы) была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между РД-РР возьмет на себя РР (статус доходного договора), в том числе РР (мы) получит токены в своем ОРД. Как мы знаем из Теоретической части, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.
Рекламораспространитель (мы) в своем ОРД выполнит все работы по отчетности, согласно исполнению закон о маркировке рекламы по рекламной связке РД-РР и рекламодателю не потребуется ничего оформлять в своем ОРД.
Предположим, что между Рекламодатель и Рекламораспространитель (мы) есть договор 1100 от 10 декабря 2023 года на размещение рекламных материалов в феврале 2024 года на сумму 40 000 рублей и дополнительным работам по договору (изготовление креатива) на 10 000 рублей. Рекламодатель оплатит услуги по размещению и Рекламораспространитель (блогер) выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) 1100-Акт-1 в марте 2024 года на общую сумму работ по договору в размере 50 000 рублей
Первый этап:
Рекламораспространитель (мы) пройдет регистрацию в ОРД на сайте ord.yandex.ru с помощью своего Yandex ID и получит доступ к личному кабинету (аккаунт) на платформе ОРД.
Аналогичную процедуру предлагает ОРД ВК через VK ID , а другие операторы рекламных данных: ОРД Озон, ОРД Амбердата, ОРД Билайн, ОРД Медиаскаут, ОРД Сбер потребуют подписание полноценных договоров (в том числе возможно отдельное NDA) для предоставления доступов в личные кабинеты ОРД.
Второй этап:
В отличии от ОРД ВК в ОРД Яндекс не происходит автоматическое создание контрагента на основе данных Яндекс ID, поэтому создадим нашу организацию (Рекламораспространитель) вручную в блоке Организации
Кликаем Добавить организацию и создадим себя (РР) как организацию
Теперь занесем в ОРД Яндекс в блок Организации нашего заказчика (Рекламодателя) - ООО "Красивый попугай"
В итоге мы имеем рекламную цепочку:
ООО "Красивый попугай" (РД) - ИП Хатин Дмитрий Степанович (РР)
Третий этап:
Укажем интернет-площадки, где будут размещаться рекламные материалы, согласно договору РД-РР(мы)
Специфика ОРД Яндекс такова, что занести первую интернет-площадку сразу непосредственно в блоке Площадки не получится. Первую площадку для каждого РР всегда придется создавать в блоке Организации, поэтому вернемся в блок Организации и поставим галочку Является РР у ИП Хатин Дмитрий Степанович
Вторую площадку можно занести непосредственно в блоке Площадки. Перескакивание с блока на блок однозначно не совсем удобно, но принимаем как есть. В ОРД ОЗОН, например, все гораздо проще и каждую площадку (в том числе первую, которая принадлежит РР) можно спокойно указать сразу в блоке Площадки без выставления галочек про РР у контрагента
Итак укажем вторую площадку размещения РИМ (рекламно-информационные материалы) в блоке Площадки.
Перейдя в блок Площадки вы заметите, что первая площадка (сайт dhprime), которую мы указали в блоке Организации уже автоматически подгрузилась
В итоге в ОРД мы как Рекламораспространитель занесли две свои площадки
Стоит обратить внимание на чек-бокс с галочкой Площадка принадлежит контрагенту
Это говорит о том, что площадка оформлена именно на указанного контрагента в карточке - в данном случае Хатин Дмитрий Степанович в статусе индивидуального предпринимателя.
Что значит оформлена? Это значит в описании либо при регистрации данной площадки вы в свое время указывали свои контактные данные, в том числе упоминали себя в описании паблика либо сайта, как владельца данной интернет-площадки. Конечно, стоит заметить, что имеет место некая условность и формальность в данном вопросе.
Однако, если вы будете размещать РИМ и фигурировать в договоре как физлицо в статусе ИП, а площадка будет оформлена на вас как обычное физлицо, то в карточке площадки вы ее к себе прикрепите, но не будете указывать галочку в чек-боксе Площадка принадлежит контрагенту.
Как правило, имеет место наличие галочки, т.е. владелец интернет-площадки и лицо, фигурирующее в договорных отношениях на размещение РИМ, является одним и тем же лицом.
Однако, не стоит беспокоиться, на данный момент простановка галочки в Площадка принадлежит контрагенту это не обязательная процедура и может быть пропущена, так как никоим образом не влияет на логику исполнения отчетности в ОРД и исполнения закона о маркировке рекламы.
Четвертый этап:
Теперь нам необходимо занести информацию по договорным отношениям для связки РД-РР(мы) в блоке Договоры
В итоге у нас есть договор на распространение рекламы между ООО "Красивый попугай" (Рекламодатель) и ИП Хатин Д.С. (Рекламораспространитель), в котором (как указано выше) РР обязан загрузить креативы и получить токены с последующим оформлением разаллокации по изначальному договору и креативам.
Пятый этап:
Следующим шагом РР должен загрузить креативы и получить токены (erid) в своем ОРД в блоке Креативы, для того, чтобы всё было подготовлено для нанесения атрибутов маркировки рекламы на РИМ и начала размещения рекламных материалов
Спускаемся ниже по интерфейсу
Заметим, что в поле Целевая ссылка (см. скан выше) здесь лучше указывать БЕЗ ютм-меток и без использования сервиса сократителя ссылок (например Яндекс кликер).
При необходимости добавление utm-меток либо использование сокращенной ссылки следует использовать в Кликовой ссылке (если она будет иметь место при размещении РИМ) непосредственно в рекламном материале (РИМ)
Примеры как могут быть зашиты* utm-метки и erid в кликовую ссылку (гиперссылку) - подразумевается, что romashka.com это наша посадочная страница:
romashka.com/?erid=xxxxx
romashka.com/?erid=xxxxx&utm_campaign=yyyyy
romashka.com/?utm_campaign=yyyyy&erid=xxxxx
*Важно знак ? должен располагаться сразу после url-адреса посадочной страницы и должен быть только ОДИН в любой конструкции присоединения utm-меток и erid. При указании символа ? все остальные элементы прикрепляются с помощью символа &. Всегда проверяйте корректность перехода на сайт после присоединения utm-меток и erid, а также их наличие в браузерной url-строке после перехода.
Также совет название креатива указывать в понятной логике, например [Тип]-[Объект рекламирования]-[Описание]-[Место либо месяц рекламирования], например Баннер-Аристон-Кофемолка-Акция-20%-Март.
Это пригодится в навигации при отчетности в блоке Статистика для большого количества креативов, которые как снежный ком вырастут по экспоненте от месяца к месяцу.
Галочку Нативной рекламы (см. скан выше) не ставим. Аспекты проведения и оформления нативной рекламы в ОРД обозначены мною в отдельной публикации
ОКВЭД надо указывать объекта рекламирования (наиболее близкий логичный вариант с вашей точки зрения). Это вторичная информация собираемая для ЕРИР и на логику вашей отчетности в ОРД никак не влияет.
В итоге система выдаст нам токен (erid):
Да, токены (во всяком случае пока) в ОРД Яндекс длинные (от слова - очень), что может быть достаточно не удобно при размещении их на рекламным материалах, когда нет возможности зашить токен в кликовую ссылку. Надеемся, что ОРД Яндекс однозначно исправит ситуацию и даст возможность использования коротких erid.
Прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом).
В нашем случае, при короткой рекламной цепочке по нашему Первому сценарию, Изначальный договор и договор РД-РР(мы) это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 1100 от 10 декабря 2023 года.
Далее, чтобы начать размещение рекламных материалов на интернет-площадках, РР требуется нанести атрибуты маркировки рекламы на РИМ (рекламно-информационные материалы)
Как правильно наносить атрибуты маркировки на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации
Шестой этап:
После окончания размещения Рекламораспространитель(мы) должен оформить и передать Рекламодателю бухгалтерские акты, а также оформить блок Статистики с разаллокациями по креативам и площадкам до 30 числа следующего месяца после размещения.
Заполним блок Статистика для первой площадки:
Для второй площадки
В итоге разаллокация по креативам и площадкам выполнена
Стоит заметить, что у нас один (единый) креатив будет размещаться на двух площадках. Если бы у нас было два креатива (два токена), но одна площадка, то мы последовательно добавили в блоке Статистика два креатива с указанием для каждого одной и той же площадки размещения.
Количество показов, указанные выше можно взять из систем аналитики платформы размещения (например, из ленты Телеграм-канала либо системы аналитики платформы Телеграм) и с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы в феврале 2024 года, где был размещен рекламный материал.
Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 40 000 рублей, а площадки две, то мы указываем сумму для каждой площадки по 20 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке. Если бы у нас было разное количество дней размещения по каждому креативу в феврале, то распределение сумм можно было бы сделать пропорционально дням , а не пропорционально показам. И так и так будет корректным.
Стоимость единицы оказания услуг для типа Иное указано 20 000 рублей, так как Рекламораспространителю (блогеру) платят за услугу - размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг. Всего услуга стоила 40 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2.
В итоге, Рекламораспространитель (мы) оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РР по Первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнил и подготовил РР (мы).
Стоит заметить, что если РР (мы) по договору не должен был получать токены, то РР (мы) не стали бы в блоке Креативы загружать креативы. В том числе РР не стал заполнять блок Статистика и оформлять затем (см. ниже) вечную отчетность.
Также обратите внимание, что по договору размещение имело место только в феврале 2024 года (01.02.24 - 29.02.24) и с марта РИМ был убран с площадок размещения.
Если бы этого не произошло (в договоре контрагентами это должно быть обозначено), то тот, кто получал токены (в нашем случае это РР) обязан будет за размещение с марта и далее каждый месяц отчитываться статистикой в блоке Статистика. При этом будет требоваться указаниереального количества показов за каждый месяц для соответствующего креатива и площадки с указанием "0" в полях Стоимость оказанных услуг и Стоимость единицы оказания услуг, но без актов в блоке Акты. Имело место, так называемая, вечная отчетность.
Седьмой этап:
Теперь РР (мы) необходимо заполнить блок Акты до 30 числа следующего месяца после размещения (в нашем случае)
Спускаемся ниже и заполним раздел разаллокации по изначальному договору
В итоге разаллокация по изначальному договору произведена
Стоит заметить, что если бы у нас было размещение с 10.02.24, то мы указали бы интервал в акте с 10.02.24 по 29.02.24
В итоге РР (мы) полностью отчитается перед ЕРИР (Роскомнадзором) в своем ОРД за связку Рекламодатель - Рекламораспространитель и РД ничего в своем ОРД оформлять не потребуется.
Второй сценарий: связка Агентство-Рекламораспространитель (мы)
Мы рассмотрели классическую рекламную цепочку РД - РР(мы), но также возможен вариант, когда заказчиком у РР будет посредник, например Агентство.
Тогда рекламная цепочка в классическом варианте будет выглядеть так:
РД - Агентство - РР (мы)
В данном случае пошаговая инструкция для РР будет аналогичная, описанному в Первом сценарии, но изначальным договором теперь будет договор РД - Агентство. Поэтому РР(мы) в блоке Договоры придется дополнительно заносить атрибуты изначального договора между РД - Агентство, а договор Агентство-РР НЕ будет иметь статус изначального договора.
Соответственно, РР (мы) при загрузке креативов и получении токенов в блоке Креативы будет прикреплять креативы к договору РД-Агентство, так как именно этот договор теперь будет иметь статус изначального договора
Must have для блогера, когда к нему приходит заказчик для размещения рекламы в моем shorts на YouTube
Также стоит иметь ввиду, что при оформлении блока Акты в разделе Разалллокации (внизу) необходимо будет указывать договор РД-Агентство, так как этот договор будет иметь статус изначального договора
Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Рекламораспространителю по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в операторе рекламных данных Яндекс ОРД.
P.S. Здесь обновленный официальный гайд от ОРД Яндекс по настройке отчетности
В моем Telegram и YouTube вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы, оформлению отчетности с разаллокацией в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам
Серия публикаций по настройке отчетности в ОРД Озон, ОРД Медиаскаут, ОРД Сбер, ОРД Амбердата, ОРД Билайн (1ORD), ОРД ВК