Обычно в кризис компании сокращают штат, чтобы оптимизировать расходы. Мы потеряли 70% от оборота клиентских проектов, но увеличили наем сотрудников и не прогадали.
Меня зовут Екатерина Кириченко, я операционный директор Centra, маркетплейса рекламных площадок, сервисов и услуг. В феврале 2022 года мы, как и многие коллеги, переживали шок: Google и Facebook* ушли из России. Было непонятно, что делать дальше: эти две компании обеспечивали 70% оборота всех наших клиентских проектов.
Встал вопрос о сокращении штата, но этого, конечно, никто не хотел. Рассказываю, как мы вышли из трудной ситуации победителями и смогли усилить команду.
В рекламном бизнесе команда — основной актив. У нас нет инвентаря и трафика, зато есть знания и опыт наших специалистов. И это именно то, что покупают клиенты.
Мы понимали, что если всех уволим, то после кризиса придется набирать людей в авральном режиме. В этом нет ничего хорошего: когда на работу одновременно выходит много новичков, они малоэффективны и занимают время более опытных коллег. Поэтому первым делом топ-менеджеры посчитали, какой у компании есть финансовый резерв и сколько времени мы сможем обеспечивать сотрудников.
Мы определили «точку невозврата» — падение оборотов, при котором придется сокращать штат. Чтобы максимально оттянуть эту дату, весь наш топ-менеджмент отказался от квартальных бонусов. За счет этого сотрудники продолжали получать зарплату в обычном режиме.
Мы считаем, что с командой нужно быть честными. Сотрудники должны понимать, в каком состоянии компания и как долго она сможет продержаться. Поэтому мы объявили ребятам, что у Centra хватит резервов лишь на несколько месяцев. И если ситуация не улучшится, придется сокращать штат.
Чтобы поднять моральный дух сотрудников, наш CEO Эмин проводил прямые линии. Он делился мнением о ситуации, показывал финансовые отчеты компании — и ребята видели, как меняются обороты Centra.
Часть наших сотрудников решила релоцироваться. Мы не препятствовали этому и не вводили никаких санкций, если человек уходил на удаленку. У нас было всего одно условие: работать по московскому часовому поясу, чтобы быть на связи с остальной командой.
Со всеми уехавшими ребятами мы поддерживали связь. Вели учет, в какой стране находится сотрудник, с кем он туда поехал и как у него сейчас дела.
Мы стали искать новые площадки для размещения рекламы. В начале 2022 года у нас было 40 партнеров, а в конце их количество увеличилось до 200. Стало понятно, что услуги Centra теперь даже востребованнее, и мы начали усиливать команду.
Кризис считается идеальным временем, чтобы схантить крутые кадры, ведь на рынке появилось много кандидатов, и они охотнее принимают офферы из-за безработицы. Но это в теории, а на практике всё не так радужно.
Наши HR-специалисты пособеседовали кандидатов и вернулись с фидбэком. Оказалось, реально классных специалистов на рынке не было — только сотрудники с рядовых позиций.
Мы связывались с прошлыми работодателями кандидатов, чтобы получить отзывы. В основном фидбэк был такой: неплохо, но и не топ. Это логично: никто не будет увольнять человека, который приносит деньги здесь и сейчас.
Те, кто попал под сокращение в международных компаниях, быстро находили новую работу через знакомых и даже не выходили на рынок. Если взять всех кандидатов за 100%, то, по нашим наблюдениям, действительно круты были примерно 10% из них.
Мы всё равно смогли укомплектовать команду классными специалистами. Только за 2022 год в Centra пришло 30 человек. Из них 8 ассистентов, 12 мидлов, 7 сеньоров и 4 директора. А еще мы не испугались и наняли 8 джунов.
Среди новых сотрудников не было тех, кто искал работу из-за сокращений. В основном это ребята, которые вышли на рынок труда по собственной инициативе. Одни исчерпали все возможности развития на предыдущем месте, а другие хотели нового вызова.
С некоторыми ребятами нам всё же пришлось прощаться, но это не было сокращениями. Уходили те, кто не справлялся со своими рабочими обязанностями. Раньше мы могли дать сотруднику третий и даже десятый шанс: проводили созвоны, разбирали ошибки, ставили новые KPI. Но не в кризис.
Мы не бросаем бывших коллег, поэтому в кризис отнеслись к увольнениям особенно серьезно. HR-специалисты поддерживали ребят: помогали составлять резюме и давали рекомендации, как его улучшить. Некоторых сотрудников даже советовали в другие компании холдинга.
Помощью воспользовались не все уволившиеся. Были случаи, когда люди не хотели сразу устраиваться на новую работу и уходили просто отдохнуть.
Клиенты заменили зарубежные инструменты российскими аналогами, а мы стали помогать адаптироваться в новых сервисах. В декабре 2022 года Centra вышла на докризисные обороты. Мы даже выплатили квартальный бонус топ-менеджерам, от которого они отказались в начале года.
Сейчас в компании работает 81 человек, а до февраля 2022 года нас было 48. Работы по-прежнему много, поэтому мы продолжаем хантить таланты. Например, в нашей команде появилась девушка, которая раньше работала в TikTok. Мы наняли ее, когда сервис окончательно ушел из России.
* Принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.