Бизнес-тренды 2024 года

2023-12-25 10:41:33 Время чтения 10 мин 1649

Условия, которые образовались в 2022, по инерции продолжались в 2023 году: крупный бизнес проводил локализацию, а малый и средний демонстрировал свои навыки по импортозамещению. Сегодня есть основания предполагать, что кардинальных изменений в 2024 не случится. Скорее, сложившийся уклад на российском рынке будет тиражироваться, расти в ширину и глубину. 

Команда сервиса по созданию брендов для малого и среднего бизнеса Brand Hub составила небольшой прогноз на основе пары сотен проектов, с которыми работала в этом году. В этой статье обозначили 4 бизнес-тренда, которые можно и нужно использовать в своем деле в 2024 году.

1.  Фокус потребителя на товары первой необходимости

Вплоть до конца 2023 года уровень инфляции в России достигнет 7,5%, а среднегодовая инфляция в 2024 году ожидается на уровне 7,2%, хотя к декабрю 2024 года она снизится до 4,5%. Об этом сообщил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.

Это означает, что потребитель по-прежнему будет экономить, искать более выгодные акции и скидки на крупные покупки. Иначе говоря, цены растут, а платежная способность снижается.

Если у вас свой магазин одежды или обуви, готовьтесь к тому, что частота покупок будет либо на уровне 2023 года, либо станет ниже. Не ждите, что потребителя можно будет легко склонить к спонтанной покупке. Предлагайте специальные предложения, скидки и акции заранее, привязав их к  праздникам. Заранее готовьте посты, рассылки и статьи с идеями и подборками подарков на 14 февраля, 23 февраля, 8 марта. 

Продукты питания, лекарства, бытовая химия, средства персонального ухода и косметика, корма для животных будут заботить потребителя в первую очередь. Ритейл сети и среднего обывателя интересует низкая цена за продукты. Если у вас собственное производство товаров сегмента FMCG, пробуйте продавать товары ритейлеру для его собственной торговой марки (СТМ). В этой модели ваш первый клиент — сам магазин. 

Почему бы не войти в сети со своим брендом? Можно, но это трудозатратно: нужно убедить категорийного менеджера в том, что именно вас нужно поставить на полку. Плюс вы встанете на полку с марками, у которых уже есть свой покупатель, а это предполагает дополнительные вложения в рекламу и регулярное снижение цен в период акций. 

2. Рост влияния ИИ на контент и продажи

В 2023 резко возросли интерес и применение генеративных нейронных сетей. По данным поиска Яндекса с начала 2022 года интерес к нейросетям вырос больше чем в 15 раз. Текстовые и картиночные нейросети становятся доступными в освоении, а это значит, что производство контента падает в цене.

Источник: Яндекс Нейростат

Удешевление производства контента для малого бизнеса — это еще одна возможность. 

До внедрения нейросетей условная компания должна была нанять нового контент-мейкера, чтобы охватить больше соцсетей и других площадок. Теперь не обязательно расширять штат. Достаточно оформить подписку на подходящий Чат-бот,и и изучить принцип его работы. Многие изображения можно производить самостоятельно в Midjourney, Kandinsky 2.1, Шедеврум и применять их в рекламных креативах. Проще говоря: предприниматели могут охватывать больше площадок практически при тех же вложениях.

Значимость ИИ подтверждает также практика крупного бизнеса. Например, бренд йогуртов Epica создал виртуального амбассадора по имени Саммер, от лица которой ведутся сообщества в соцсетях. Саммер не только работает лицом бренда, но и выполняет роль штатного SMM-щика. 

Нейроамбассадор Саммер от бренда Epica

Искусственный интеллект также можно использовать в предиктивной аналитике, которая помогает организациям принимать более обоснованные решения на базе статистических данных. Вот несколько примеров в чем она может пригодится. 

1. Прогнозирование спроса на товары или услуги.
Искусственный интеллект помогает в автоматическом режиме показывает, какие производственные процессы можно оптимизировать и какую прогнозировать выручку. Всё это делается на основе данных, которые у вас должны быть.

2. Управление инвентарем.
Аналитика позволяет предсказывать спрос на товары и планировать запасы на складе. Это помогает компаниям избежать излишков и нехватки товаров, повышая эффективность поставок и снижая издержки связанные с хранением товаров.

3. Управление ценами.
Предиктивная аналитика может помочь определить оптимальные цены для товаров или услуг. Анализ данных о спросе, конкуренции и внешних факторах позволяет устанавливать цены, которые максимизируют продажи и прибыль. 

4. Формирование персональных предложений.
Яркий пример: Яндекс.Музыка или МТС Music, когда платформа предлагает вам подборки, основываясь на жанры и песни, которые вы слушали. Этот же принцип можно экстраполировать на условный интернет-магазин одежды — отправить подборку одежды любимого бренда покупателя или предметы гардероба, которые дополнят образ, например, предложить галстук и бабочку к купленной рубашке.

Источник: Яндекс Нейростат

Разбирайтесь в нейросетях, если еще не начали. Пробуйте создавать с их помощью контент. Многие процессы вы сможете оптимизировать и ускорить. Обратите внимание, когда вам звонят банки, чтобы предложить кредит, как часто на том конце с вами говорит живой человек? 

3. Больше импортозамещения

Согласно данным Росстата, за последние 2 года доля отечественных косметических брендов на рынке выросла более чем на 30%. Причин может быть несколько: рост доверия к отечественному производству либо относительная дешевизна на фоне импортных аналогов. Подобный рост заметен и в других категориях товаров, долю которых занимали иностранные бренды. 

Одежда, обувь, IT-сервисы, цифровая техника, товары для дома — несмотря на цены, по-прежнему востребованные категории. Однако замещенные товары не должны стоить на уровне с импортными. Иначе какой смысл приобретать отечественное, если «иностранное по умолчанию лучше»?

Тем не менее, 40% потребителей отметили, что стремятся делать свои покупки непродовольственных товаров иностранных брендов через интернет. Об этом сообщает «Коммерсант», ссылаясь на исследование консалтинговой компании Б1.

4. Рост рекламных бюджетов в отечественных соцсетях 

Импортозамещение происходит и на рынке коммуникаций. С закрытием рекламных функций в Google и Meta*, российские соцсети, а также видеохостинги будут наращивать аудиторию, чтобы в дальнейшем привлекать рекламодателей. По нашему мнению в 2024 году продолжится рост рекламных бюджетов у Дзен, VK, Одноклассники. По данным «Телеспутник» 39 % бизнесменов отметили самую подходящую соцсеть для продаж в 2022—2023 годах — «ВКонтакте». На втором месте Telegram (29 %), на третьем — «Дзен» (12 %).

Сейчас стоит выбор, вкладывать бюджет в проверенные площадки, например, Telegram, который уже перегрет, в запрещенный Instagram*, где сильно ограничены рекламные инструменты или пробовать новые соцсети, как Yappy и RuTube, которые неизвестно приживутся ли. От проверенных отказываться точно не нужно. А новые попробовать однозначно стоит, Москва не сразу строилась.

Вкратце

  1. Потребитель в 2024 году продолжит экономить и искать предложения по низкой цене. Однако он не откажется от крупных покупок, просто будет откладывать до праздничного повода.
  2. Контент в производстве станет быстрее и дешевле для тех, кто освоит нейросети и внедрит их свою практику. Больше выгоды получит тот, кто на начнет применять предиктивную аналитику, чтобы делать наиболее персонализированные предложения.
  3. Импортозамещение продолжит рост. Потребитель в целом не против.
  4. Тестируйте новые рекламные площадки. Вероятно, там вы найдет потребителей, которых ещё не охватили в запрещенных сетях. 

*Признаны экстремистскими на территории РФ