Зачем нужен SMM: цели и польза для бизнеса

2023-12-14 13:22:58 Время чтения 8 мин 1507 2

Один из первых smm-щиков России — Дамир Халилов — стоял на сцене крупнейшей маркетинговой конференции в 2008 году. Зал гудел. Но не от восторга. Дамир только что громогласно заявил: «Будущее интернет-маркетинга за социальными сетями».

Против него была элита интернет-маркетинга и он выдержал взгляд каждого, зная, что прав. Еще в 2006 году он заметил, как несмелые попытки социализации Рунета начинают не только менять маркетинг, а сами становятся маркетингом.

Прошло 15 лет. Социальные сети демократизировали информацию и вывели нас на такой уровень общения, который ранее казался невозможным. А еще они увели бизнесы в онлайн и предоставили невероятные возможности развития.

SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях. Суть SMM в том, чтобы показать товар, услугу или сам бренд (как коммерческий, так и личный) на социальной платформе: Facebook, YouTube, Instagram, Одноклассники, ВКонтакте, TikTok, Twitter, Pinterest, TenChat, LinkedIn и других. Словом, SMM-маркетинг — это инструмент для взаимодействия с целевой аудиторией посредством социальных сетей.

В чем суперсила SMM?

По данным из отчета от We Are Social и Hootsuite, в январе 2022 года в России насчитывалось 106 миллионов пользователей социальных сетей, что эквивалентно 72,7% общей численности населения. Это значит, что SMM-специалисты способны достучаться до подавляющего большинства людей в нашей стране.

Все меньше становится блогеров и экспертов, которые позволяют себе опубликовать пост с неаккуратным визуалом или растечься неясной мыслью на 30 сторис. Ведь от этого зависит их прибыль.

SMM-маркетинг улучшает качество информации. Но и это не все. Если вы до сих пор не отличаете знаки судьбы от таргетированной рекламы, значит, в SMM вы новичок. Возможно, даже спецслужбы не знают о нас столько, столько знает Вконтакте или Facebook. Причем мы делимся этой информацией добровольно, заполняя наши профили, отмечая места, где бываем, ставя отметки «нравится» и кликая на рекламу.

Кому нужен SMM?

Если коротко: всем.

Не существует бизнесов, которые нельзя было бы представить в социальных сетях как для увеличения продаж, так и для налаживания контакта с аудиторией или поддержания репутации бренда.

Coca-Cola не продает через социальные сети, но поддерживает свой статус, репутацию, общается с пользователями и выявляет их пожелания. Асфальтобетонный завод тоже не продает через соцсети, но интересно показывая будни и рассказывая о кейсах, он выгодно выделяется на фоне других производителей. Если вам нужно будет забетонировать двор, к кому вы обратитесь — к какому-то заводу из google-поиска или тому, который вчера рассказал в VK, как асфальтировал детскую площадку в вашем городе?

Вопреки распространенному заблуждению, SMM пригодится и b2b-компаниям. Ведь в них работают такие же люди, как мы с вами, которые сидят в соцсетях и с большей вероятностью выберут поставщика с индивидуальностью и присутствием на площадках, где можно взглянуть на отзывы о продукте и проникнуться ценностями потенциального партнера.

Каких целей можно достигать при помощи SMM?

У любой компании есть цель. Однако бизнес-цель и цель SMM — разные категории. Для продвижения в социальных сетях бизнес-цель необходимо трансформировать в задачу для SMM. Как это сделать? Рассмотрим какие бывают цели у бизнеса и на какие из них может влиять продвижение в соцсетях.

Существует 4 уровня стратегических маркетинговых целей:

1. Бизнес-цели — повышение уровня продаж, прибыли, изменение положения на рынке. С этими целями SMM не работает. Они, как правило, ставятся внутри компании и выглядят так:

  1. повысить уровень продаж и прибыли на 15%
  2. стать №3 в сегменте
  3. удержать рентабельность на уровне 70%

2. Маркетинговые цели предполагают изменения поведения аудитории таким образом, чтобы мы достигали поставленных бизнес-целей. Они отвечают на вопрос: как должна измениться целевая аудитория, чтобы достичь бизнес-целей? Пример:

  1. повысить лояльности к продукту среди потребителей 25+ с высоким доходом
  2. привлечь новую аудиторию к потреблению продукта
  3. увеличить частоту использования товара с еженедельного до ежедневного

3. Коммуникационные цели решаются за счет больших охватов, создания комьюнити вокруг продукта. Они отвечают на вопрос: какое действие должен совершить потребитель после контакта с рекламой? На практике такие цели могут выглядеть так:

  1. 30% целевой аудитории должны узнать бренд визуально
  2. каждый четвертый представитель ЦА должен подумать о покупке продукта после контакта с рекламным сообщением
  3. повысить культуру ухода за собой: каждый раз после душа использовать лосьон для тела

4. Медиа-цели выражаются в формате ключевых показателей, каналов коммуникации и прочих показателей. Например:

  1. обеспечить охват 80% всей целевой аудитории бренда
  2. задействовать каналы коммуникации с высокой вовлеченностью

В качестве основы такого комплекса целей выступают долгосрочные цели бизнеса.

Из пункта А в пункт Б

Цель поставили. Что дальше?

Возьмите любую профессию, связанную с большим риском — маркетологи и SMM-специалисты тоже относятся к данной категории — и вы увидите, что профессионалы всегда действуют на основе тщательно продуманного плана и никогда — по наитию.

Строители возводят здания на основе архитектурного проекта. Врачи следуют плану лечения. Пилоты выполняют план полета по готовому маршруту. Так и в SMM, чтобы привести бизнес из точки А в точку Б через соцсети, нужен продуманный план — стратегия.

Без стратегии вы зря потратите время и усилия на написание постов, создание сторис или съемку клипов, если у вас нет конкретного измеримого плана, как прийти в конечный пункт. Вам же не хотелось бы оказаться в самолете, пилот которого не изучил план полета и летит наугад?

SMM-стратегия — это план работ: публикаций, интеграций, взаимодействий, организации активностей, ведущих к единой цели. Стратегия не приемлет действий «из ниоткуда»: любая публикация, каждый смысл, заложенный в сторис, формат общения и даже ответ на комментарий должны приближать вас к цели.

Для этого в соответствии с целью устанавливаются контрольные показатели эффективности — KPI. Благодаря им можно понять, как идут дела и нужно ли менять подход. В KPI входят прирост подписчиков, сохранения, целевые действия, показы, охват, вовлечение и тд.

SMM-маркетинг — это такой инструмент бизнеса, который может помочь вам перевыполнить ваш план, а может, наоборот, тратить время и сливать бюджеты, если нет продуманной стратегии.

Напишите в комментариях, если тема вас заинтересовала и в одной из следующих статей мы расскажем о том, как грамотно составлять SMM-стратегию.