Нейтральная окраска, нейросети и игры: главные тренды диджитал-контента сформулировали на НРФ

2023-11-21 12:54:11 Время чтения 15 мин 1111

На секции «Тренды и креатив в создании digital-контента» Национального рекламного форума топ-менеджеры крупнейших медиакомпаний рассказали, как меняется медиапотребление и какой контент ждут пользователи, а также поделились свежими кейсами. 

Модератором выступил руководитель группы оригинального контента в «Дзене» Евгений Гуцал. Своим опытом и видением поделились креативный директор отдела инновационных решений VK Дмитрий Втулкин, креативный директор LOOKY Артём Коновалов, исполнительный директор коммуникационного агентства Specialists и издатель «РБК Стиль» Полина Абдуллина, директор отдела спецпроектов медиахолдинга Independent Media Ксения Моисеева, а также директор по развитию медиа Rambler&Co, главный редактор «Ленты.ру» Владимир Тодоров. 

Rambler&Co: контент должен быть интересным, понятным и вызывать гамму эмоций 

Базовая вещь, происходящая сегодня с любого рода контентом, — война всех против всех, со ссылкой на Аристотеля заявил Тодоров. Всё время бодрствования с телефоном в руках мы взаимодействуем с контентом; медиа, реклама, онлайн-кинотеатры, приложения, веб-сайты — все соревнуются друг с другом за внимание пользователей. А сон — «самая гадкая вещь», поскольку пользователь не может взаимодействовать с контентом, заявил Тодоров. 

Эксперт поделился «тремя столпами создания контента», которыми медиахолдинг руководствуется для максимизации вовлечения пользователей: контент должен быть понятным, интересным и вызывать чётко измеримую эмоцию либо целую гамму эмоций, которые человек не может сформулировать.

Владимир Тодоров
Директор по развитию медиа Rambler&Co, главный редактор «Ленты.ру»
Гамма эмоций срабатывает лучше всего, поскольку, когда человек не может сформулировать, что он ощущает — а ощущает он эмоциональный взрыв, — он хочет ещё и ещё. Это дофаминовая игла, и мы знаем, что потребление яркого визуального контента очень схоже с потреблениями небольших доз MDMA.

Люди не хотят потреблять неизведанное; это доказывает манера просмотра сериалов, добавил Тодоров. По его словам, за последние два года не было ни одного оригинального фильма, ставшего хитом проката. «Сегодня люди не хотят потреблять то, с чем предварительно нужно познакомиться», — добавил Тодоров.  

Если раньше многие медиа равнялись на Запад, то сейчас очевидно сохранение видимости независимости журналистики, в то время как на деле «контент очень чётко эмоционально заряжен», отметил главный редактор «Ленты.ру». 

Владимир Тодоров
Директор по развитию медиа Rambler&Co, главный редактор «Ленты.ру»
Если вы заходите на условный New York Times, то любое их расследование априори повёрнуто на некую политическую сторону и часто состоит из двух источников и мнения бывшего сотрудника ЦРУ. Абсолютно все классические западные медиа априори знают, какую эмоцию должен прийти тот или иной материал.

Соотношение новостного контента к нейтральному в «Ленте.ру», по словам Тодорова, — примерно 60/40. Этим 40% в медиахолдинге уделяют много внимания, поскольку, «если давить людей негативом, можно свести их с ума», подытожил директор по развитию медиа Rambler&Co. 

«РБК Стиль»: важно оставаться в повестке, но соблюдать баланс между позитивным и негативным контентом

Когда в мире происходят острые ситуации, пользователи ищут нейтральный контент, отметила исполнительный директор Specialists и издатель «РБК Стиль» Полина Абдуллина. «При этом ряд инфоповодов “окрашивают” сами люди — например, новость про курс доллара в 200 рублей обрадует людей со сбережениями в валюте», — отметила она. 

Практически любую тему можно упаковать как в негативный, так и в позитивный материал, рассказала Абдуллина. В качестве примера эксперт привела тему космоса: какие-то инфоповоды с тревожными гипотезами вызовут эмоцию неодобрения, а подборка «Шесть мифов о космосе» — наоборот. «То же самое с искусственным интеллектом: “Какие профессии исчезнут” против “Нейросеть откроет человеку супервозможности”», — добавила Абдуллина.

Полина Абдуллина
Исполнительный директор Specialists, издатель «РБК Стиль»
Я не призываю к производству исключительно позитивного контента — это не от нас зависит. Но нужно использовать оба вида. Негативный контент приносит трафик, люди реагируют на него моментально; площадка получает клики и аудиторию. К тому же мы должны оставаться в актуальной повестке, никто не может жить в мире розовых пони.

 Издатель «РБК Стиль» отметила, что негативный контент — в основном новостной, а остальные платформы медиахолдинга, от «РБК Недвижимость» до «РБК Pro», транслируют позитивную повестку. Однако трафик приносят главным образом новости. Баланс заключается в вариативности ресурсов в рамках одного издательского бренда — это позволяет «переводить пользователей на эмоционально спокойный контент», отметила Абдуллина. 

Исключительно позитивный контент уместен в партнерских интеграциях. Бренды со столетней историей всегда играют на положительных эмоциях — показывают аудитории лучшую жизнь, напомнила Абдуллина. По ее словам, такого рода контент производить сложнее, чем негативный; к тому же на негативный контент пользователи реагируют моментально, а позитивный нервная система воспринимает гораздо медленнее, однако он запоминается лучше, поскольку «от негатива мы стараемся избавиться». 

VK: мы живём в эпоху цифрового эскапизма

Цифровой эскапизм всегда существовал в быту, и это нормально — люди закрывались от нового искусства: в частности, от авангарда, отметил директор отдела инновационных решений VK Дмитрий Втулкин. Но сегодня цифровой эскапизм — необходимый островок спокойствия, подчеркнул он. 

По словам Втулкина, один из главных трендов — рост спроса на мобильные игры: за последний год их аудитория увеличилась на 22%. «При этом игры тоже “бьются” со статьями. Да, мы соревнуемся: ты не можешь спать, ты должен либо прокачать ферму, либо пойти почитать», — отметил директор отдела инновационных решений VK. 

Дмитрий Втулкин
Директор отдела инновационных решений VK
Когда мы подбираем решения для бренда, то приходим к выводу, что медиапродукту мало быть эскапированным — он должен стать таким, чтобы пользователь, помимо спокойствия, почувствовал позитив, исходящий от информации.

Втулкин рассказал о совместном кейсе VK и «Сбера» — маскот банка, СберКот, объяснял людям, как стать фрилансерами. СберКота превратили в аналог тамагочи: простая механика и интересный контент привлекли более 10 млн человек. 50% пользователей, открывших игру, прошли её. «Люди хотят быть в спокойном диджитал-месте, но полезном, чтобы не чувствовать себя прожигателями жизни», — отметил Втулкин. 

LOOKY: нейросеть драйвит пользовательскую активность 

Отечественную соцсеть LOOKY запустили относительно недавно — в декабре 2022 года, — но аудитория уже превышает 1 млн пользователей, отметил креативный директор LOOKY Артём Коновалов. Летом команда соцсети интегрировала в приложение собственную нейросеть, не зная при этом, «как она заперформит, и в итоге она сделала это великолепно», отметил Коновалов. Эксперт рассказал, как использовать нейросети, не перетягивая при этом людей в виртуальную реальность. 

Артём Коновалов
Креативный директор LOOKY
Чем хороши нейросети — они помогают легко и быстро генерировать контент. Пользователям, которые их не используют, нужно многое продумывать и взвешивать. С нейросетями быть креатором проще — они раскрепощают пользователей, помогают легче относиться к производству контента и увлечься творчеством.

Нейросети преображают реальность, отметил Коновалов. В какой-то мере нейронка помогает увидеть мир в разные моменты, переосмыслить действительность — это в новинку для пользователей и брендов, а потому интересно. Людям одинаково надоедают и нейросети, и реальность, поэтому баланс важен, подчеркнул Коновалов. Если проводить параллель с миром кино, то нейросети — это Жорж Мельес, а реальность — братья Люмьер; при этом важно не убегать в нейровосприятие, в Тарковского и Звягинцева, отметил креативный директор LOOKY. 

Артём Коновалов
Креативный директор LOOKY
У нас есть кейс с брендом «Кораблик» — он ярко иллюстрирует возможности нейронки. Летом я прогонял всё через нейронку и в какой-то момент загрузил детский рисунок. Мы с сыном рисовали и нейронили эти произведения, которые становились чем-то другим. Я записал идею, и недавно удалось реализовать её для бренда. Мы объединились с «Корабликом» — дети и родители получают подарки, полезные для творчества.

Помимо баланса, Коновалов выделил еще один постулат для брендов, которые собираются использовать нейросеть в коммуникации с пользователями, — это смысловая составляющая креативной идеи. «Как с “Корабликом”: мы не уходим в нейрореальность, мы рисуем здесь и сейчас, но смотрим на процесс под новым углом», — подчеркнул креативный директор LOOKY.

Independent Media: клиповое мышление снизило «уровень счастья»

Исследование Оксфордского университета показало, что сегодня менее 50% интернет-аудитории интересуется новостями — против 63% в 2017 году; причем 36% людей стали бояться и избегать новостей, отметила директор отдела спецпроектов медиахолдинга Independent Media Ксения Моисеева. К причинам она отнесла максимально тревожный характер мировых событий. «У нас падает чувство счастья. Чтобы восполнить его, нужно искать способы», — отметила Моисеева.

Ксения Моисеева
Директор отдела спецпроектов Independent Media
2023 год стал апогеем клипового потребления, и это нормально. Мы вырастили целое поколение, которое уже не может потреблять другую информацию. Весь контент, который вы сейчас видите, — он скорее клиповый, чем какой-либо другой.

 Желание бесконечно потреблять контент связано со снижением чувства счастья — мы будто бы нашли его в клиповом контенте, однако это иллюзия; это мнимое счастье на короткой дистанции, добавила Моисеева. Рано или поздно мы осознаем, что клиповость, наоборот, мешает истинной удовлетворенности и приводит пользователей в состояние перегруженности; в понимание, что объём потребляемой информации лишь затмевает разум, отметила директор отдела спецпроектов Independent Media. 

Культ клипового мышления породил «вторую силу» — силу медленного контента, добавила Моисеева. Часть аудитории пребывает в состоянии усталости и тошноты от клипового контента, поэтому переходит к потреблению медленного контента, отметила она.

В декабре Independent Media запустит видеоленты: редакторский контент превратится в видеоряд, где можно будет посмотреть, чем живёт редакция и что она создаёт; также появятся видеокружочки от звёзд, поделилась Моисеева.