Даже настоящие специалисты иногда могут упустить мелкую деталь, которая потом может повлиять на успех общего дела. Ведь от выбора хостинга зависит не только стабильная работа и продвижение клиентских проектов, но и в целом репутация в диджитал-индустрии. Этот гайд будет полезен не только агентствам и веб-мастерам, но и всем тем, кто так или иначе связан со сферой создания и продвижения сайтов.
1 декабря 2023 года запустилось формирование реестра хостинг-провайдеров. Если компания не состоит в реестре, она не сможет оказывать хостинговые услуги. А сайт, размещенный на сервере такой компании, может исчезнуть без возможности восстановления. Важно проверить, соответствует ли хостинг-провайдер новым требованиям, чтобы в самый неожиданный момент не потерять доступ к собственным и клиентским проектам. Если хостер не входит в реестр, лучше перенести сайт к другому поставщику.
Хостинг-провайдеры обычно указывают на своем сайте информацию об используемых носителях данных: HDD-, SSD- или NVMe-дисках. Но про процессоры и память почти никогда не пишут, хотя это важные параметры.
Когда у провайдера стоит старое железо, клиентские сайты могут работать медленнее из-за недостаточной производительности оборудования. Поэтому, если на сайте хостера не заявлено о процессорах и оперативной памяти сервера, имеет смысл уточнить это в техподдержке.
Стандартный минимум оборудования, которое должно быть у хостера, — это сервер с быстрым процессором и оперативной памятью, а также носители данных большого объема с возможностью резервирования. Важно, чтобы техника была enterprise, то есть корпоративного класса. Некоторые хостеры используют десктопные процессоры или серверы, но такое железо не обладает достаточной степенью надежности и ресурса.
Нагрузка на сервер может расти постепенно — например, при увеличении посетителей сайта после запуска рекламной кампании интернет-магазина. Иногда это случается резко — в пиковые дни вроде Черной пятницы или в дни предновогоднего шопинга. Не всегда при выборе хостера и конкретного тарифа можно понять, хватит ли установленных лимитов для стабильной работы проекта. При этом провайдер может заблокировать сайт клиента даже за разовый всплеск такой активности.
Стоит заранее убедиться в том, что поставщик хостинга не останавливает работу сайта из-за превышения ограничений, а связывается и помогает определить причину. Информацию об этом можно найти на сайте хостера или уточнить в техподдержке. Например, если активность растет из-за поступающих на сайт частых обращений от поисковых ботов, хостер может помочь настроить фильтрацию запросов, чтобы снизить нагрузку.
Чтобы оперативно решать проблемы и вносить изменения на сайте, лучше выбрать хостинг с удобной панелью управления. Оценить ее функциональность можно во время тестового периода, который предоставляет большинство провайдеров.
Преимуществом будет наличие файлового менеджера со встроенным редактором кода. С ним можно редактировать текстовые файлы прямо на сервере, а не перезаливать их. Например, так удобнее и быстрее устранить ошибку на сайте.
Важно оценить скорость решения типовых задач: добавление домена, создание почтового ящика или изменение версии языка программирования. Такие действия должны занимать минимум времени.
Заказчики хостинга могут приводить провайдеру клиентов и получать вознаграждение за каждого из них — от 10 до 40% стоимости услуг в зависимости от условий. Для веб-студии или частного мастера это отличная возможность сэкономить на хостинге и обеспечить себе пассивный доход.
Более того, к «партнерке» может присоединиться любой желающий, даже если он не пользуется услугами хостинга: блогер, владелец сайта и любой другой человек. Чтобы получать доход от сотрудничества, достаточно разместить реферальную ссылку или промокод у себя на сайте или в соцсетях.
Чтобы оборудование работало без сбоев, провайдер должен создать определенные условия в том месте, где оно стоит. Важно обратить внимание на системы энергообеспечения, охлаждения и пожаротушения, а еще выяснить, какому уровню надежности соответствует дата-центр и как контролируется доступ посетителей в помещение.
Информацию можно найти на сайте хостинг-провайдера или самого дата-центра. А получить подробное представление поможет экскурсия в дата-центр, в ходе которой можно пообщаться с инженерами и задать вопросы. Некоторые хостеры иногда устраивают подобные мероприятия.
Можно не беспокоиться за клиентские проекты, если они размещены у хостера, дата-центр которого соответствует стандарту качества и надежности Tier III. Помещение такого уровня имеет резервирование всех узлов инфраструктуры и позволяет проводить обслуживание без пауз в работе — время простоя не превышает 95 минут в год.
С востребованными средами разработки проблем быть не должно — их поддерживает большинство хостинг-провайдеров. Однако совместимость с отдельными технологиями лучше уточнить, так как без необходимых скриптов сайт не сможет работать. Об этом можно узнать на сайте хостера или спросить у техподдержки.
Оптимальный сценарий — когда хостинг-провайдер проводит ежедневный бэкап сайта с сохранением резервных копий как минимум за последний месяц. При таких условиях реально восстановить проект клиента после заражения вирусом, взлома или сбоя в системе управления сайтом (CMS). Также важно проверить ограничения: какие типы файлов не сохраняются и каких размеров, сколько времени хранится веб-система после расторжения договора.
Например, в SpaceWeb мы храним сайты клиента с резервными копиями еще от 14 до 60 дней в зависимости от активированного тарифа — даже в случае прекращения сотрудничества. Это служит дополнительной подстраховкой, если клиент не успевает вовремя внести оплату.
Вечнозеленая тема, так как число и мощь кибервторжений из года в год растет. Оценить защиту поставщика хостинговых услуг можно по пропускной способности сети и вычислительной мощности оборудования. Если они уступают силе DDoS-атаки, то веб-ресурс, размещенный на таком хостинге, будет поражен. Также важна скорость реакции системы защиты — чем она быстрее, тем лучше.
Некоторые хостеры предлагают круглосуточную защиту от DDoS-атак с высокой скоростью реакции и гиперчувствительностью при анализе трафика. Услуга может как входить в тариф, так и предоставляться за дополнительную плату.
На этот параметр нужно смотреть обязательно, так как недоступность сайта из-за неполадок на стороне хостера может привести к убыткам владельца ресурса. А веб-студия может столкнуться с негативом со стороны своего клиента.
Uptime зависит от множества факторов: надежности дата-центра и оборудования, резервирования каналов доступа, времени проведения плановых профилактических работ и так далее. Хороший показатель — 99,94–99,98%.
Узнать uptime можно на специализированных порталах и сервисах, которые делают замеры у разных хостинг-провайдеров, — например, ping-admin или hostings.info.
Чтобы выбрать оптимальное соотношение цены и качества, нужно изучить, какие услуги входят в тарифы, а что придется оплачивать дополнительно. Тарифы хостера могут включать ежедневное резервное копирование, защиту от DDoS-атак, антиспам и антивирус. За отдельную плату часто предоставляются выделенный IP, SSL-сертификат, лечение вирусов и другие услуги.
Когда возникают проблемы с сайтом, которые нельзя решить самостоятельно, нужна оперативная техподдержка. Некоторые хостинг-провайдеры готовы даже ночью обработать срочный запрос. Например, это может потребоваться, когда на сайте резко увеличилось количество посетителей или произошла мощная DDoS-атака.
После изучения отзывов полезно самостоятельно оценить качество и оперативность работы техподдержки. Для этого можно взять тестовый период, который большинство хостеров предоставляют бесплатно.