Рынок онлайн-образования в России стремительно растет. В 2021 году жители страны впервые потратили на обучение в цифровом формате больше, чем на офлайн. Но вместе с массовым появлением образовательных платформ в сети возникли и новые проблемы. Ситуацию на рынке в своем интервью осветил Виталий Пятенко — сооснователь DAO SoulMate Ecosystem, международной образовательной платформы SoulTeam и Crypto Academy SoulTeam (являются стратегическим партнером SoulMate), практикующий инвестор с 2012 года, активный участник и руководитель IT-команд в сфере Web3 программирования, специалист по вопросам создания и развития DAO.
— Фундаментальной проблемой я бы назвал отсутствие отбора качественных обучающих программ. Дело в том, что сегодня на ОП могут размещать свои продукты все, кто оплачивает услуги платформы. Преимущественно это «эксперты», многих из которых сложно назвать таковыми. Большинство из них не являются практиками и создают свои курсы «на коленках»: подобные материалы почти не имеют информационной ценности. Отсюда и происходит массовая критика инфоцыганства, которая является вполне обоснованной.
Причину низкого качества образовательных продуктов я вижу в том, что ОП считают своими клиентами экспертов. Но если сместить вектор в сторону людей, покупающих обучающие материалы, ситуация в корне изменится. И тогда можно будет решить проблему мнимых экспертов и низкого качества их продуктов, которая сегодня обозначилась на рынке онлайн-образования.
Среди актуальных проблем я бы также выделил отсутствие индивидуализированного подхода к обучению, неустойчивую мотивацию студентов из-за пассивного потребления контента, низкий уровень вовлеченности и взаимодействия между участниками, ограниченность в практическом применении знаний, недостаток обратной связи.
— Сегодня на платформе размещена образовательная программа Crypto Academy SoulTeam. В дальнейшем мы планируем размещать еще и другие образовательные продукты. Progress bar — прогрессивная шкала будет отражать реальный уровень экспертности автора обучающих программ. Большую роль в ее оценке будут играть отзывы людей, которые уже прошли данный курс. Таким образом, мы формируем прозрачную платформу, где каждый эксперт для своего клиента как чистый лист.
В рамках ОП мы также применяем технологии адаптивного обучения, которые подстраиваются под темп и стиль каждого ученика; внедряем интерактивные элементы, игры, квесты и челленджи, чтобы повысить мотивацию; делаем акцент на живое общение: регулярные встречи, наставничество, обратная связь от экспертов; развиваем сообщество, в котором ученики могут обмениваться опытом и знаниями.
— Среди преимуществ для студентов хочу назвать адаптивные образовательные программы, учитывающие индивидуальные потребности каждого из них, активную поддержку и сопровождение учеников на протяжении всего процесса, использование передовых технологий для повышения эффективности обучения, включая блокчейн для сертификации и анализа данных, глобальную сеть экспертов, доступ к актуальным знаниям и практическим навыкам.
Мы также используем гибкие механики геймификации, с помощью которых можно создавать интересные образовательные форматы, вовлекающие учеников в процесс прохождения обучения.
Кроме студентов, эксперты также получают ряд преимуществ, размещая свои продукты на нашей платформы. Поскольку мы позиционируем себя как площадка, где присутствуют исключительно проверенные образовательные программы, для эксперта это знак качества, которым он может оперировать в своем маркетинге и тем самым привлекать больше клиентов.
— Среди ведущих трендов я бы назвал увеличение доли микрообучения (микрокурсы и короткие форматы), акцент на soft skills и их развитие через неформальное образование, внедрение искусственного интеллекта для персонализации обучения, рост интереса к смешанным форматам, где онлайн-курсы дополняются офлайн-сессиями и практиками. Ценность обучения также увеличивает развитие сообщества и партнерских программ, позволяющих привлекать новых пользователей и получать обратную связь. Последняя является важным критерием при отборе качественных и действительно полезных образовательных продуктов.