E-commerce или же рынок электронной коммерции, если рассматривать с точки зрения нашей повседневной жизни, давно укрепились в сознании – можно запросто совершать любые покупки из интернет-магазинов с помощью нескольких нажатий и с трудом можем себе представить, что раньше все было иначе.
В нынешнее время кажется невероятным, что истории развития электронной коммерции уже больше сорока лет – свое начало она получила в 1983 году. Именно тогда отдельные локальные сети объединились в единую крупную сеть, однако о широком распространении Интернета речи еще не шло. World Wide Web или же Всемирная паутина – слова, которые сейчас нам кажутся пережитком прошлого, мир увидел в начале 90-х. Идея создания первого онлайн-магазина принадлежит человеку, чье имя вы знаете – это Джефф Безос и его крупная, торговая компания Amazon. Так, спустя пару лет после основания цифровой платформы Amazon в 1995, открываются первые крупные интернет-магазины в России – books.ru, а в 1998 – ozon и в 2004 – wildberries.
Со временем в электронной коммерции сформировались различные торговые модели, необходимые для ее функционирования. Первая – “бизнес-бизнес”, B2B, которая позволила бизнесу и экономическим субъектам взаимодействовать друг с другом. Вторая – “бизнес-клиент”, B2C – непосредственная продажа определенных товаров или оказание услуг потребителю, в том числе платеж и транзакция. Следующая – “бизнес-государство”, B2G – система государственных закупок посредством e-commerce. Последняя – “государство-бизнес”, G2B – информационные ресурсы, принадлежащие государству, и электронные закупки. С формированием приведенных моделей электронная коммерция стала важным одним из важнейших инструментов в торговой и закупочной деятельности. По оценкам Statista, В 2024 году объем глобального рынка электронной коммерции превысит $4 трлн.
Тридцатилетняя история развития электронной коммерции позволяет нам выделить преимущества и недостатки такого вида экономических отношений. О них ниже.
К преимуществам электронной торговли для производителя относятся:
Преимущество в сокращении издержек, пожалуй, одно из самых привлекательных для предпринимателя. Предоставляется упрощенная система налогообложения, которая позволяет сэкономить на налогах практически вдвое. Расходы на аренду помещений, принимая во внимание то условие, что команда бизнеса немногочисленна, тоже становятся меньше – размещать в офисе сотрудников нужды нет, а хранить товары в удобном для владельца компании месте, особенно если мы говорим про малый бизнес. Главную роль в международной торговле, конечно, играют расширение географии и выход на глобальный рынок e-commerce, ведь предоставляемые предприятием товары и услуги при помощи цифровой платформы (вроде ozon, wildberries, alibaba), в отличие от физического, допустим, магазина, при правильном подходе к электронной торговле увидят из любой точки мира.
К недостаткам для производителя ним относятся:
Большая конкуренция – потенциальный клиент приобретатель может без усилий перейти на более интересующие интернет-магазины.
Если рассматривать подход предпринимателей к покупателям с психологической точки зрения, то однозначный плюс покупок в интернете – электронные платежи и транзакции деньги гораздо сложнее контролировать. При удобном клиентоориентированном интерфейсе можно не сомневаться в том, что товары и услуги будут распродаваться быстрее и легче. Но существенный минус в том, что не у одного бизнеса со схожей сферой экономической деятельности такой цифровой интерфейс. Если раньше для открытия своего онлайн-бизнеса были необходимы дополнительные знания, которые получить было сложнее, ввиду малого количества успешных кейсов на российском рынке, то теперь этим может заниматься практически любой желающий, располагающий опытом как наших, так и зарубежных коллег, вовлеченных в торговую эту сферу на протяжении многих лет. А когда мы говорим о международной торговле, стоит понимать – выбор потребителя невероятно обширен и удержать его на своей платформе намного сложнее. В результате этого интернет-магазинам (wildberries, ozon, alibaba) необходимо выделяться на фоне конкурентов настолько, насколько это возможно. Затраты на стратегии по развитию собственного бренда, закупку рекламы и созданию разработку имиджа и тренда компании здесь будут играть решающую роль.
Отдельно стоит сказать про логистику. В электронной коммерции она делится на два вида – оптовые поставки на склад заказчика и дропшиппинг.
Что касается оптовых поставок – компании нужен собственный склад или же арендовать помещение его. В обоих случаях необходимо выделять большую сумму средств на его обслуживание.
В дропшиппинге ситуация куда проще и менее наименее затратная. Продавец предоставляет каталог товаров интернет-магазинов, и когда покупатель заказывает интересующую его вещь, он выступает посредником в сделке – заказ напрямую доставляется клиенту со склада товара изначального продавца. Так, если производство не собственное, дропшиппинг – самый оптимальный вариант, важно лишь наладить бесперебойные поставки.
Когда бизнес находится на глобальном рынке e-commerce, нужно проанализировать все варианты доставки за рубеж, предусмотреть все вероятные проблемы и иметь запасные варианты для каждого определенного региона, в который товар поставляется непосредственно покупателю – сюда входит и работа с курьерской доставкой, и с пунктами выдачи заказов.
По статистике 20% розничных покупок совершаются онлайн. Ожидается, что к 2027 году это число будет еще на 3% выше. Продажи в интернете составляют 8% от рынка электронной коммерции. В нынешнее время это уже не просто тренд. Каждому очевидно, что торговля онлайн никуда не исчезнет – для разных сторон экономической деятельности (и продавцов, и покупателей) существует большое количество преимуществ, преобладающих над недостатками. Если в 2007 году Amazon, “магазин всего”, заработал 15 миллиардов долларов, в 2018 сумма увеличилась в 10 раз.
Вместо того, чтобы вкладывать в обычные магазины, предпринимателям уже сейчас необходимо действовать в направлении e-commerce.