В мире защиты интеллектуальной собственности происходит много интересного. Одной из последних громких новостей, за которой следили представители нашей сферы, стал спор двух шоколадок - “Алёнки” и “Аюнки”. Расскажу, чем закончилась эта история.
В паблике компании “Лесная фабрика” появилась информация о том, что их шоколад “Аюнка” вынужденно снимается с производства.
- Друзья, у нас для вас грустная новость: мы выводим из ассортимента и продаж все виды шоколадок “Аюнка”, - сообщил своим подписчикам ВК производитель. - Мы получили претензионное письмо от кондитерской фабрики “Красный Октябрь” на предмет схожести с шоколадом “Алёнка”. Сейчас мы пытаемся урегулировать все мирным путем, надеюсь у нас все получится.
Производитель “Аюнки” пишет, что за очень короткий промежуток времени шоколадка полюбилась покупателям и выражает надежду, что “Аюнка” и “Алёнка” все-таки подружатся.
Спор “Алёнки” и “Аюнки” привлек широкое внимание общественности. Известный российский дизайнер Артемий Лебедев заступился за шоколадку «Аюнка». Он не увидел в бурятском проекте ничего общего с общероссийской «Алёнкой».
– Уж не знаю, какой текст написали юристы «Красного Октября», но «Лесная фабрика» срочно решила прекратить выпуск, чтобы избежать путаницы, – высказался дизайнер. – Хотя, на мой взгляд, ничего общего у «Аюнки» с «Алёнкой» нет.
Как эксперт в области интеллектуальной собственности, скажу, что ситуация неоднозначная. До суда дело не дошло: производитель “Аюнки” согласился с претензией и прекратил производство своего шоколада. Но на чьей стороне оказался бы закон?
Сравнение - дело субъективное, поэтому всё зависело бы от того, как стороны аргументируют свою позицию, какие приведут доказательства. Например, кто-то из сторон мог бы заказать социологический опрос потребителей, результаты которого могут повлиять на решение суда.
По общему впечатлению, действительно, существуют риски смешения из-за расположения сходных элементов (изображение девочки + уменьшительно-ласкательная форма имени).
Но больше шансов на победу, на мой взгляд, имел бы "Красный октябрь". Да, девочки на упаковке шоколада выглядят совершенно по-разному. Однако шоколад "Алёнка" является очень известным брендом. Его упаковка узнаваема всеми потребителями на территории России. И глядя на портрет Аюнки, возникает явное ощущение "Где-то это я уже видел". Созвучность словесных элементов "Алёнка" и "Аюнка" на фоне имитации изобразительных элементов лишь усиливает это сходство.
А самое главное, с 2009 года товарный знак “Алёнка” признан общеизвестным. Защищено и слово, и картинка. Из-за этого гораздо больше шансов, что в случае разбирательств суд встал бы на сторону кондитерской фабрики "Красный Октябрь".
Общеизвестный знак имеет более широкую правовую охрану, так как доказана его широкая известность на территории РФ среди потребителей.
Буквально спустя несколько дней после получения претензии производитель “Аюнки” начал работу над созданием новой упаковки для своей линейки шоколада. Сначала сообщалось, что изменится лишь дизайн: в оформлении планировалось использовать элементы этники региона - Республики Бурятия.
- Мы активно начали работать над дизайном новой упаковки для шоколада. И хотим, чтобы он отражал национальный колорит и красоту нашего края, - сообщала “Лесная фабрика”.
А позже руководство бурятской компании приняло решение изменить и название шоколада. Для этого в социальных сетях был устроен конкурс. Победило название «Улыбка Бурятии». Его предложила журналист радио Бурятии Ольга Игумнова.
Что касается картинки на упаковке, то на ней будет изображена девочка с ягнёнком и собакой. Снимок сделан фотографом Александром Гармаевым. Его художественно обработали, добавили этнических и природных элементов. Теперь изображение выглядит как рисунок, а не фото.
Практика федерального патентного бюро “Железно” показывает, что в спорах за интеллектуальные права побеждает бренд с историей. Первый шаг на пути защиты своей интеллектуальной собственности –- это регистрация товарного знака. Если вам нужна консультация, оставить заявку можно в WhatsApp по номеру +79229092784 или в Telegram @zhelezno_pb.