Глубокое понимание потребностей и поведения потребителей — ключ к успешным бизнес-решениям. Недаром компании полагаются на глубинные интервью как на золотой стандарт исследований. При этом их высокая стоимость и временные затраты делают этот подход далеко не всегда доступным. Но что делать, если бюджет ограничен, но данные нужны для стратегических решений? Выход есть: новая методология исследовательской работы — психографика поведения.
В этой статье рассказываю, как эта технология помогает получать ценные инсайты, охватывать миллионы пользователей и существенно сокращать затраты на исследование.
Психографика — это подход, фокусирующийся на изучении ценностей, убеждений, интересов и поведения человека. Она позволяет создать детализированные портреты целевой аудитории и понять мотивацию их действий. Но психографика поведения выводит этот метод на новый уровень, превращая количественные исследования в интерактивный процесс.
Это современная онлайн-методология, которая опирается на геймификацию. Вместо сухого прохождения формальных вопросов респондент оказывается в увлекательной ситуации — своеобразном квесте — и делает выбор исходя из своих ощущений и предпочтений. Таким образом, сокращая расходы, бизнес получает детальные инсайты, которые можно извлечь только из традиционных глубинных интервью.
Классический подход легко сравнить с психографикой: стандартное глубинное исследование может обойтись компании в 1,5–2 млн рублей, тогда как этот новый подход позволяет достичь схожих результатов за всего 150–200 тыс. рублей.
Человеку, участвующему в исследовании, предлагается история, погружающая его в определенную ситуацию, близкую к реальной жизни. На экране он видит изображение или иллюстрацию и несколько вариантов действий в ответ на нее. Выбор, который сделает респондент, влияет на дальнейшее развитие сценария и позволяет исследователям понять его реакцию, предпочтения, потребности, страхи и мотивацию.
Каждый новый вопрос в квесте органично продолжает развитие событий на основе ранее сделанного выбора. Это создает эффект полного погружения и раскрывает неочевидные аспекты мышления пользователя. Психографика поведения таким образом заменяет необходимость дорогих глубинных интервью, сохраняя при этом их аналитическую эффективность.
Одним из ключевых преимуществ психографики является простота рекрутмента аудитории. Респонденты с удовольствием принимают участие в интересных квестах и онлайн-играх, особенно если их прохождение приносит небольшие бонусы вместо привычной рекламы.
Лучшие площадки для проведения исследований включают:
Эти методы позволяют получить гораздо больший отклик аудитории по сравнению с традиционными опросами.
Именно сценарий играет ключевую роль в качестве исследования. Он должен быть не только логично построен, но и эмоционально вовлекающим для респондента. В этом вам может помочь искусственный интеллект, который ускоряет процесс написания вопросов, разрабатывает креативы и создает яркие цепляющие изображения.
Примеры сценариев.
Банкомат: пользователь оказывается в ситуации, когда ему срочно нужно снять деньги, а банкомата поблизости нет. Его выбор в этой ситуации позволяет выявить мотивацию, предпочтения и терпимость аудитории к различным стратегиям выхода из сложных ситуаций.
Школьная жизнь: подросткам от 10 до 17 лет предлагается ответить на типичные школьные дилеммы. Реакция на знакомые сценарии открывает инсайты о покупательских привычках подростковой аудитории.
Вечерний досуг: исследование предпочтений аудитории для выбора вечерних занятий помогает не только выявить вкусы пользователей, но и предугадать их интерес к будущим проектам, например, ТВ-шоу.
Платформа «Кукушка» реализовала проект для крупного книжного издательства, проведя исследование среди школьников 10–17 лет. Задача — понять, какие факторы влияют на выбор репетиторов для подготовки к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ.
Вместо традиционных опросов, ребята проходили интерактивные мини-квесты с моделированием школьных ситуаций. Анализ их ответов позволил бренду не только сегментировать аудиторию по возрастным категориям, но и понять, как укрепить маркетинговую стратегию для каждого из сегментов.
Исследование охватило аудиторию более 41 млн человек, которые взаимодействовали с интерактивным контентом через мобильные игры и маркетплейсы. Благодаря низкой стоимости рекрутмента и высокой заинтересованности участников итоговый бюджет оказался на порядок ниже традиционного подхода.