Первое место с 15520 голосами и 463 порой очень "честными" комментариями заняла "Тульчинка". Маслобойщики празднуют победу, хотя мне лично не понятно, как они могли в честной борьбе обойти таких мастодонтов, как Nemiroff (3 место), "Хортиця" (4 место) и т.п. Вполне возможно, что народная любовь к заменителям сливочного масла и подозрительного состава сметане действительно так сильна, что ни водка, ни минеральная вода ("Моршинська" на втором месте) ничего с ней поделать не могут. Возможно. Но не это самое интересное. Самое интересное написано прямым текстом на посвященной рейтингу странице газеты "Дело":
Любой посетитель сайта ежедневно мог отдавать свои голоса максимум за 5 участников (по 1 голосу за каждого).
Вопросы есть? Вопросов нет. Жмакай с одного "айпи" хоть каждый день - данные все равно считаются. Дальше:
Благодаря проекту была определена популярность и узнаваемость брендов среди читателей и посетителей сайта.
Да? А вот мне так почему-то не кажется.
А также выявлено отношение самих компаний к имиджу своей торговой марки и ее популяризации.
Ну, это без вопросов. Почти полтора месяца (рейтинг проводился с 1 апреля по 11 мая 2010г) жаждущие победы офисы глаз не смыкали - галочки ставили.
Так, например, некоторые компании рекламировали рейтинг на своем официальном сайте и призывали посетителей голосовать именно за их бренд. Многие агитировали сотрудников региональных офисов голосовать как в рабочие, так в выходные дня и даже по ночам.
То есть, перевожу: Ребята! Рейтинг, вообще-то фуфловый. Ну, такой себе рейтинг, не совсем даже рейтинг, а скорее соцсоревнование "кто больше народу под знамена соберет".
Результаты онлайн-голосования станут частью рейтинга самых дорогих украинских брендов, составленного газетой "ДЕЛО" и известной консалтинговой компании Pro-consulting.
Каким образом результаты такого голосования могут послужить основанием для хоть сколько-нибудь объективного рейтинга? Может, это только у меня лыжи по асфальту не едут, и кто-нибудь более грамотный и осведомленный докажет мне-дураку, что настоящие рейтинги именно так и составляются? Кстати, было бы небезынтересно узнать, как именно означенное агентство планирует подсчитывать стоимость брендов. На эту тему сломано немало копий, и достоверно можно сказать только одно: кто как хочет, так и считает. Но! На 7 месте расположился "Хлебный Дар", а на 10 - "Цельсий". Вдвойне интересно, как можно посчитать стоимость брендов, принадлежащих одной компании ("Национальные Алгокольные Традиции"), когда продукция под этими марками выпускается на одних и тех же мощностях (не путать с "из одной бочки"). Вот этот момент меня очень сильно занимает
Кроме того, всем участникам рейтинга предоставлена возможность заполнить анкету газеты "ДЕЛО", в которой они могут ответить на вопросы редакции о бренде и о маркетинговой стратегии своей компании.
Предположение оправдалось: данный рейтинг - просто пузомерка для тщеславных, и потому не очень уверенных в себе и своем продукте компаний. По ходу сбора голосов то тут, то там появлялись сообщения, что лидирует, мол, такой-то бренд, но вот такие-то наступают на пятки. Повод для PR есть - а большего и не надо. Соберут самими же для себя сочиненные оды, да и выпустят отдельным изданием. Газета рекламу по пути продаст, а то и еще каких пряников прихватит. И все путем. Издательство проделало большую, а главное - очень полезную людям работу. Аплодисменты.
Изображение огромного, переливающегося всеми цветами радуги мыльного пузыря выбрано в качестве иллюстрации к материалу отнюдь не случайно, потому что вся это околобрендовая фиеста именно его и напоминает.
Нет, я понимаю, что рейтинги для того и делают, чтобы с участников деньжат поиметь, да их самолюбие потешить. Но, черт побери, хочется хоть насколько-то осмысленных действий если не со стороны участников, то хотя бы со стороны организаторов. А то получается, что еще чуть-чуть, и спонсорами рейтингов начнут становиться их будущие победители. Причем, официальными спонсорами.
P.S. Наверное, нужно сказать, что в "Тульчинке" ни я, ни мои родственники или знакомые не работаем и не работали, и никаких "камней за пазухой" у меня нет. Вот просто не люблю тех, кто производит всякую дрянь.
Юрий Алексеев для "Шмаркетинг"