Аналитический портал CMS Magazine оценил объем рынка коммерческих систем по управлению сайтами (CMS) в России в 300 млн рублей за 2009 год. Эта оценка, а также обзор основных рыночных тенденций, содержатся в новом исследовании портала, опубликованном на проекте «Рейтинг Рунета»: http://www.ratingruneta.ru/research/cms2009.
В вебе версии 1.0 сайты Рунета жили по принципу «что написано пером, не вырубишь и топором». Их содержание не менялось совсем или менялось крайне редко, раз в три месяца или в полгода. Чтобы добавить новость на страницу, вебмастер просто дописывал к ней немного html-кода. Понятное дело, никакой речи о «рынке CMS» быть не могло.
За прошедшие 10-12 лет все изменилось. Активно используемые для бизнеса порталы обновляются по нескольку раз в секунду, в этом процессе заняты целые армии контент-менеджеров. Одни добавляют товар на полки интернет-магазинов, вторые втискивают пресс-релизы в новостные ленты, третьи компилируют play-листы. Каждого труженика-публикатора необходимо обеспечить удобным инструментом, оградить от неправильных действий, чтобы ничего не сломал. И тут без хорошей CMS не обойтись. По мере того как возрастают требования к сайтам - функционал, скорость, способность выдержать нагрузку от запросов тысяч пользователей, - технологичность играет все более важную роль. Первыми ответами на эту потребность стали собственные наработки веб-студий. Но со временем CMS становились более сложными, в открытом доступе стали появляться готовые решения, и разработка систем управления сделалась профессиональной, т.е. ею стали заниматься специализированные команды программистов.
Сейчас молодые веб-студии все реже заморачиваются со своими CMS и вместо этого пользуются готовыми надежными разработками. Старожилы тоже потихоньку пересаживаются с собственных выстраданных годами систем управления на чужие, так как на этом настаивают стремящиеся к независимости от своих технических подрядчиков клиенты.
Таким образом, уже больше половины веб-студий России пользуется чужими системами управления сайтом: кто-то — платными коммерческими, кто-то — свободно распространяемыми. Дело идет к тому, что через 2-3 года коробочные CMS займут еще более значительную долю рынка.
А по пессимистичному сценарию большинству российских разработок суждено проиграть войну с иностранными системами. Может быть, придет очередный глобальный сервис от Microsoft, Google или Adobe. И тогда российским CMS придется несладко.
Вне зависимости от того, по какому сценарию пойдет развитие рынка, конкуренция CMS окажет сильное влияние на процесс разработки и функционал веб-ресурсов. Победители определят, как будет работать большинство сайтов Рунета в следующем десятилетии.
CMS (content management system) — программа для управления контентом. Применительно к сайту она упрощает добавление новой информации, редактирование старой и т.д. Пользователь CMS работает в графическом интерфейсе, ему не требуется знание языков программирования. Подавляющее большинство веб-студий создают сайты на основе CMS.
«Коробочная» CMS доступна отдельно от услуг по разработке сайта (за деньги или бесплатно), кроме того, ей пользуются 5 или более веб-студий.
Open source CMS — свободно распространяемый продукт с открытым кодом. Скачать программу и ее «исходники» может каждый.
Солнце студийных CMS закатывается: по данным ratingruneta.ru, в июне ими пользовались только 26,1% российских веб-студий. Стоят на своем, в основном, старожилы рынка. Например, среди агентств старше 10 лет более 50% продолжают пользоваться собственной CMS, а за «Битрикс» и другие чужие системы берутся только если на этом сильно настаивает заказчик.
Когда старожилы только начинали вести дела, готовые «коробочные» решения еще не были так распространены, и на безрыбье приходилось разрабатывать собственные программы. За годы разработчики успели к ним привыкнуть, - своя рубашка ближе к телу. Благодаря годам тестирования на десятках и сотнях сайтов, развитые студийные CMS, как минимум, не уступает «коробочным» по функционалу и удобству, а иногда и превосходят их. Можно отметить: Imprimatur, WebBuilder, RBC Contents, KLARNET CMS, AstroCMS и некоторые другие.
Но «молодежи» веб-разработки уже нет смысла изобретать CMS с нуля, когда все необходимое уже придумано и лежит в красивой обертке в сети. Неудивительно, что среди фирм до 3 лет от регистрации нет и пятой части приверженцев студийных программ, 81,2% работает на готовых решениях.
Администратор российского сайта поддержки open source CMS MODx Игорь Сухинин считает: доля сайтов на внутристудийных CMS будет падать. По его мнению, готовые системы управления лучше: де-факто они тестируются сотнями и даже тысячами разработчиков, а внутренние, чаще всего, проходят крещение огнем сразу на сайтах клиентов, да и разрабатывает их один-два программиста в компании. Проще говоря, никакого преимущества студийная система не дает, а даже напротив, несет в себе потенциальные угрозы. Не говоря уже о том, что она ставит заказчика в жесткую зависимость от выбранного разработчика, чтобы поменять подрядчика, придется пересаживать с его CMS на новую, полностью перепрограммировать сайт.
Сергей Котырев, генеральный директор «Юмисофт» (разработчик UMI.CMS) уверен: если тренд не изменится, в течение ближайших пяти лет доля студийных CMS упадет до 5-10% или ниже. Это будет означать смерть для рынка самописных систем.
Кто будет праздновать низвержение студийных CMS — их коммерческие или бесплатные «открытые» конкуренты? У каждого из этих двух типов систем сильная поддержка, и, цитируя Сергея Котырева, противостояние их сторонников носит не менее «религиозный», чем экономический характер. Эксперты полагают, что в ближайшие два-три года в нем ничего не изменится, и обе группы будут удерживать значительную долю рынка.
Тем не менее, стоит сделать скидку на российские реалии: в отличие от западного вебдева, где на open source работают сайты крупных корпораций и даже ресурс администрации президента США, у нас свободными CMS пользуются преимущественно маленькие студии и фрилансеры. Заказчики, которым важен имидж, с высокой вероятностью отдадут свои предпочтения платной системе.
Как отмечает генеральный директор ЭсБилдер (CMS S.Builder) Казбек Елекоев, лучше продать коробку миллион раз любому, чем два раза большому клиенту. Цена «легких» и многофункциональных версий CMS
отличается не так сильно, чтобы можно было жить одним клиентом класса «Газпром» и совсем забыть про ИП Иванова. Пусть сайт крупной корпорации стоит миллионы, но цена его CMS остается на уровне 15 - 100
тыс. рублей. Вывод: потенциал рынка CMS в рознице — в «длинном хвосте» клиентов. Даже тех, кто готов собирать сайты без помощи веб-студии.
Сергей Тимохин, руководитель отдела продаж «Армекс» (разработчик ABO.CMS), рассказал, что за последние два года в 1,5 раза увеличилось число конечных клиентов – покупателей CMS. Поскольку расчет происходил напрямую, без посредничества веб-студий, «Армекс» получил от этих заказов ощутимый доход — примерно 35% от общей суммы по направлению CMS.
Понимая перспективы малого бизнеса как клиента, разработчики CMS подстраиваются под его потребности. Это выражается в выпуске версий эконом-класса, риторике об экономии, массовых рекламных кампаниях, введении совместных низких тарифов с хостинговыми компаниями и не только. Разработчики стараются выпускать максимально готовые решения, пользуясь которыми предприниматели смогут собрать сайт самостоятельно, а если наймут студию — разработка займет минимум времени и денег. К таким решениям относятся аренда CMS по принципу Software as a Service (SaaS) и отраслевые сборки с готовыми шаблонами.
Одной из первых шаг в сторону SaaS сделала новосибирская компания «Амиро» (разработчик Amiro.CMS), выпустив в 2005 г. конструктор сайтов webstolica.ru. К сегодняшнему дню на нем, по информации «Амиро», уже функционирует более 5000 сайтов, проект довольно успешен. В марте 2008 г. хостинговую версию CMS под названием «Платформа аренды приложений» выпустила «1С-Битрикс». Практически одновременно выпуск аналогичного решения анонсировала NetCat, однако до сих пор в полной мере не реализовала эти планы. В этом году свою SaaS-версию представила UMI, назвав ее UMI.Cloud. Возможно, со временем возможности по аренде CMS через Интернет появятся и для остальных ведущих CMS.
За рубежом развитие CMS в качестве Интернет-сервисов или, пользуясь популярным термином, «облачных» версий уже почти состоявшийся факт. Это предсказание №1 в каждом экспертном обзоре. В России популярность аренды ПО ограничивает менталитет собственников. «Про SaaS-решения уже два-три года говорят, что они подомнут 100% рынка. Но это не происходит и не произойдет. Часто аренда не подходит, потому что заказчики не желают платить каждый месяц, такой уж менталитет в России. Клиенту хочется иметь что-то свое», — считает Казбек Елекоев. «Мы натолкнулись на это, когда попытались сдавать S.Builder в аренду на разных хостинг-площадках», — добавил он.
Возможно, ситуация изменится, когда облачные сервисы начнут больше ориентироваться на разработчиков и дизайнеров, для которых простота и скорость создания сайта будет выливаться в меньшую себестоимость услуг. «Цена на разработку падает. Хостинговые CMS — это модель, которая позволяет открывать сайты очень быстро. Поэтому у нас движение в направлении аренды приложений будет связано со снижением себестоимости», — считает Владислав Ухов, директор по работе с клиентами Cetera Labs.
По мнению, Владислава Ухова, еще одним западным трендом, который может в ближайшее время реализоваться в России, станет развитие поддержки социальных сетей, например, автоматизированная выгрузка контента в группы и сообщества. Бизнес все больше присутствует в социальных сетях, в компаниях появляются специалисты по маркетингу, занимающиеся только этим направлением. CMS с экспортом данных смогут автоматизировать и их труд.
Некоторые тенденции западных рынков CMS:
По материалам cmsoutlook.com, stephanecroisier.jahia.com, cmswatch.com
Своеобразным инструментом оценки рынка служат и специальные сервисы — поисковые роботы, которые обходят русскоязычные сайты и пытаются определить на них CMS по «отпечаткам пальцев» — характерным особенностям кодировки. Затем они генерируют отчеты о числе внедрений всех опознанных систем. Например, таким образом работает сервис компании iTrack. Недостаток роботов в том, что они обходят не все сайты и иногда оказываются не в состоянии определить CMS. Поэтому и их ренкинги искажены.
Тем не менее, сравнивая несколько рейтингов, можно сделать определенные выводы. Практически всегда первую строчку занимает «1С-Битрикс». Чуть ниже него в топе оказываются одни и те же продукты (пусть и в разном порядке, в зависимости от рейтинга). Из коммерческих CMS: ABO.CMS, Amiro.CMS, Host.CMS, NetCat, S.Builder и UMI.CMS. Из open source систем: Drupal, Joomla, MODx, TYPO3 и WordPress.
По данным ratingruneta.ru на июнь 2010
В успехе перечисленных open source CMS нет ничего удивительного. Все они были созданы иностранными программистами и стали популярны в России уже после того как завоевали мировое признание. Их достижения на отечественном рынке — закономерный процесс, который ускорило появление русскоязычных сайтов поддержки и сообществ энтузиастов.
С коммерческими CMS все несколько сложнее. Во-первых, среди популярных платных «коробок» нет ни одной иностранной. Иностранцы пока либо не пошли в Россию, либо уже здесь не прижились. Скорее всего, это говорит о важности маркетинга: российские разработчики вкладывались в продвижение - они и заняли рынок. Во-вторых, ясно прослеживается связь между возрастом системы управления сайтом и ее популярностью. За исключением UMI.CMS, все лидеры стартовали в 2000-2003 гг. 7-10 лет постепенного развития позволили владельцам CMS вычистить баги, довести до ума интерфейсы и добавить востребованный функционал. Младшая по возрасту UMI.CMS была написана с учетом ошибок и достижений коллег, причем сразу на языке php5. Ее не пришлось модернизировать, что и позволило авторам компенсировать отставание по времени на рынке.
В-третьих, успеху нескольких коммерческих CMS способствовало вовремя подставленное финансовое плечо. Например, компания «Битрикс», созданная командой из отдела интернет-технологий АКБ «Инвестбанк», в марте 2007 г. открыла совместное предприятие с софтверным гигантом «1С». И сегодня «1С-Битрикс» — безоговорочный лидер рынка.
Лучшие CMS схожи по своим компонентам и модели развития. Можно подумать, что лучшие умы мыслят одинаково, но на самом деле все удачные ходы конкуренты мгновенно «зеркалят» друг у друга.
Из-за этого клиенту заранее тяжело определить фактические различия продуктов, хотя выбор CMS может повлиять на сроки разработки и стоимость владения сайтом, а также предупредить возможные риски, связанные со сменой «движка» в будущем. Критериев сравнения CMS множество: например, cmsmatrix.org использует 145. А уж взглядов на то, чей интерфейс удобнее, еще больше. У каждой из развитых российских систем есть свои сторонники и оппоненты, сформировалось даже отдельное сообщество «Анти-CMS». Например, «1С-Битрикс» хвалят за широкий функционал и высокую совместимость с учетными системами «1С», но критикуют за сложность: для управления этой CMS требуется специально подготовленный (и хорошо оплачиваемый) программист. «Месседж» UMI.CMS — легкость в освоении и использовании и, соответственно, возможность сократить штат публикаторов, снизить стоимость владения сайтом. Но оппоненты атакуют систему за недостаток модулей, сравнительно менее развитый функционал и длительную загрузку страниц. NetCat считается устойчивой системой, но некоторые разработчики избегают ее из-за редактирования шаблонов оформления сайта только через визуальный интерфейс… Даже студийные системы, которые за неотчуждаемость критикуют все разработчики «коробок», обладают своими преимуществами и поклонниками: зачастую в силу отраслевого опыта владельцев они подходят для решения специализированных задач лучше, чем «общие» модули коммерческих или open source разработок.
Данный обзор не ставит задачей определить правомерность и значимость подобных аргументов «за» и «против». Стоит отметить лишь, что, в отличие от западного Интернета, в России пока не развился институт независимых экспертов по выбору CMS. И в пользу конкретных систем высказываются чаще всего заинтересованные лица либо специалисты, чья точка зрения субъективна и не подкреплена опытом разработки сайтов на всех популярных CMS. Клиентам остается лишь ориентироваться на статистику: http://www.ratingruneta.ru/cms