Shanzhai (примерный перевод — «горный форт») — так древнекитайские разбойники называли свои свободные поселения в отдаленных провинциях, куда не могли или не хотели тянуться лапы сурового китайского правосудия. Постепенно логова обрастали инфраструктурой: мастерскими, магазинами, рынками, жилыми домами. Жизнь кипела до первой массированной облавы военных, потом этот город палаточного типа прекращал существование или перемещался куда-нибудь подальше.
В настоящее время словом шанзай, подчеркивая авантюрно-свободолюбивое исконное значение, обозначают пиратские бренды китайского происхождения — они же бренды-имитаторы, или бренды-паразиты. Следует понимать — под шанзай подразумевают как фейки известных брендов (Sqny, Chintendo Vii), так и «полусерые» марки (iStar, Goldtronic) — но в первом смысле термин все же употребляют чаще.
Шанзай — это уже нечто большее, чем просто подделки: это глобальный культурный пласт, философия и немножко социологический феномен (западные журналисты в духе Вильяма нашего Гибсона именуют шанзай «hacker-entrepreneurs» и «pirates of the brand frontier»).
Первоначально шанзай на сленге называли «семейные» нелегальные цехи по производству электроники. Работа организована просто: дешевые компоненты закупают частично на Тайване, частично на местных фабриках, а сборка происходит чуть ли не дома, буквально на коленке; продают через свои собственные каналы или посредников на рынках (естественно, все это — без уплаты налогов).
Потом так стали обозначать продукцию этих цехов: поначалу шанзай были только мобильные телефоны (кстати, именно шанзай-производители — пионеры мобильных инноваций, все новые технологии сначала внедряют и обкатывают именно они).
А еще через какое-то время слово стало нарицательным для пиратских продуктов во всех категориях: есть шанзай-фильмы (вы видели четвертую Матрицу? и я нет, а она есть), шанзай-авто (не дают кредит на Rolls Royce Phantom? берите Geely GE), шанзай-селебрити (китайский киркоров нечасто заезжает в ваш горный район? пригласите шанзай-альтернативу, поет даже лучше), шанзай-телеканалы и т.д. Да чего там, есть шанзай-гугл (недавно он сдался и сменил логотип, до этого отличия были минимальны). Иногда это «тупо фейки», иногда маркетинговый стеб, а иногда — ни то и ни другое, совершенно новый продукт.
Подстегнутая кризисом, за последнее время шанзай-индустрия пережила дикий подъем, постепенно перемещаясь из хутунов в моллы: в Нанкине планировалось открытие торгового центра, в котором представлены только шанзай-бренды, и ничего кроме — от магазинов Donce&Ravana (партизанско-пиратский нейминг — отдельная богатая тема) до кофеен Bucksstar и пиццерий Pizza Huh. Правда, перед самым открытием местные экспаты подняли бучу с привлечением CNN, и мир копирайта в этот раз победил.
Зато Adivon (шанзай-марка Adidas) недавно был замечен в качестве спонсора матча регулярного чемпионата Национальной баскетбольной ассоциации США (этакий привет, а заодно и дружеский щелбан старшему брату).
Отдельный феномен — эволюция полуподвальных шанзай-кооперативов во вполне цивилизованные корпорации cо своими собственными оригинальными продуктами, промышленными мощностями и отделами R&D (см. Meizu).
В общем, шанзай растет, крепнет, развивается и представляет неизменный интерес для наблюдений.
Причина успеха как мне кажется ровно одна: быть ближе к массовому потребителю, внимательно слушать, и оперативно реагировать на его желания — даже если это мобильник в виде розового котика или копия Мерседеса С-класса.