Каждый новый интернет-проект задумывается как выгодная долгосрочная инвестиция. Заказчик всегда расчитывает получить качественную работу, выполненную строго в срок. Однако почти каждый третий изготавливаемый сайт на отечественном рынке веб-индустрии вне зависимости от стоимости и сложности выходит в «свет» с опозданием по вине разработчиков. Почему так происходит и как этого можно избежать рассказывает Василий Пирогов — ведущий арт-директор одноименной студии Бюро Пирогова.
Дело вовсе не в халатности
В срыве сроков при изготовлении сайта не заинтересован никто, ни разработчики, которые в соответствии с договором платят потом за это огромные штрафы, ни заказчик, у которого под угрозой реализация рекламной компании или, скажем, отчетность перед инвесторами, высшим руководством и так далее. Однако, сроки срываются и происходит это довольно часто, но вовсе не потому, что кто-то из разработчиков имеет недостаточный профессиональный уровень, скорее наоборот. Чаще всего это случается по вине неопытного проджект-менеджера, который еще на первоначальном этапе просто не в силах правильно спланировать работу команды. Разработка веб-сайта — сложнейший технологический процесс, где качественное выполнение работ всех участников напрямую зависит друг от друга.
Как это происходит
Например, заказчик хочет сделать сайт, где в центре главной страницы будет находиться большое яблоко. Макет дизайна ему очень понравился и он его сразу же утвердил, после чего его отдали верстальщику. Верстальщик проковырявшись с ним несколько дней заявляет, что не сможет сверстать нормально это яблоко во всех браузерах, а это чревато тем, что половина людей его просто не увидит. Он предлагает выход: поднять яблоко вверх, а внизу оставить текст, тогда все сверстать получится. Дизайнер же категорически против, потомучто это решение полностью убьёт всю его идею. Этот спор может надолго затянуться, однако если он уладится может возникнуть новый, но уже с программистом, который не сможет запрограммировать то, что сверстано. Он даст свои требования верстальщику, а тот скажет, что под эти требования он сверстать такой дизайн просто не в силах.
В итоге получается порочный круг. Верстальщик не сверстает того, что сделал дизайнер, дизайнер откажется сделать так, как хочет верстальщик и программист. У верстальщика и программиста свои требования, а у дизанера творческие идеи и убежденность в том, что должно быть красиво. Все участники этого порочного круга не хотят и не могут отказаться от своих убеждений, потому что каждый из них в действительности прав.
Кто же тогда виноват?
Ни дизайнер, ни программист, ни верстальщик сами по себе не могут работать слаженно и выполнить работу в срок. Этот процесс нуждается в менеджменте высокого уровня. Работа должна быть построена как единый часовой механизм, где в первую очередь, все зависит от «часовщика», то есть проджект-менеджера.
У хорошего проджект-менеджера за плечами должно быть не менее 30 сайтов. Причем, первые будут обязательно провальными и это нормально, миновать эти провалы практически невозможно. Теоретиков эта профессия не терпит. Только с опытом придет способность учитывать все возможные перепитии в ТЗ (техническом задании), знание всех основных конфликтов и умение строить работу между разработчиками. Иначе одно яблоко можно верстаться целый месяц, а потом еще месяц программироваться. С сайтом же будет гораздо дольше, потомучто у каждой его страницы есть свои «яблоки».
Как всего этого избежать?
Искусство управления проектами — это выполнение нормы качества в срок. Добиться этого и избавить студию от порочного круга могут только опытный проджект-менеджер или глубокое изучение специфику проектирования сайтов. Это означает, что вы прокачиваете теоретические знания до такого уровня, что составляете спецификацию, по которой дизайнеры будут рисовать, а верстальщики верстать. Вы условно делите сайт на зоны, согласовываете их с программистом и потом уже даете верстальщику свод программных требований, а дизайнеру задание, определив таким образом пределы, где он может «творить».
Проще говоря, нужно нанимать хорошего проджект-менеджера или становиться им самому.
Что же касается заказчика, то избежать подобных неприятностей поможет лишь выбор более опытной студии. Все начинающие студии по началу терпят неудачу и Бюро в этом отношении не исключение.
Проблема управления людьми
В любой компании, чьим основным продуктом являются интеллектуальные услуги, ключевую роль играет человеческий фактор. И в веб-индустрии эта особенность очень наглядна. Иногда сроки затягивают сами разработчики. Есть очень точный закон разработки, некогда сформулированный г-ном Ашмановым: «Задача займет все время, которое на нее отвели». На одну и ту же работу можно тратить любое количество времени. Если программисту дать работу на месяц, он будет делать ее месяц и дольше, если дать ему ту же самую работу на год, то он будет ее также честно выполнять чуть больше года. А все потому, что если у проекта длинный дедлайн, то человек комбинирует работу с большим количеством отвлечений или попутно выполняет различное количество смежных задач.
Если бы при работе с людьми все было бы просто, то сайты стоили бы гораздо дешевле. При планировании интернет-проекта нужно всегда учитывать этот психологический закон, а именно сжимать сроки до предела с учетом того, что они сорвутся.
Проблема рынка
Возможно, основная проблема отечественной веб–индустрии в ее незрелости. В нашей профессии очень много молодых неопытных специалистов. И это неудивительно, потомучто, на сколько я знаю, специальное образование по управлению интернет-проектами получить нигде еще пока нельзя и профессионалом становится тот, кто набил больше шишек.