Оказывается, написать статью о брендинге веб-компаний рунета не такое уж и простое дело. Обычно я пишу, используя два приема: изучаю уже существующий материал на тему и беру несколько интервью (комментариев) у экспертов по данной теме. Затем провожу анализ существующего материала, сравниваю с тем, что мне рассказали нового, делаю выводы – и получается оригинальная статья.
В случае со статьей о брендинге веб-студий рунета оба этих способа стали подкачивать. В итоге, конечно, статья получилась, и ожидает своего выхода в свет, но над ней пришлось попотеть. Дело в том, что плотный поиск по интернету материалов по данной тематике дал очень слабый результат. Да, в принципе, приукрашивать ситуацию не никакого смысла: не было ни одной статьи, которая бы четко расписывала ситуацию на рынке веб-студий с точки зрения брендинга. В итоге пришлось собирать с миру по нитке, но и здесь оказались свои подводные камни. Некоторые веб-студии вообще не понимали, о чем идет речь, кто-то проигнорировал вопросы, а третьи отвечали достаточно поверхностно. Например, «сильный бренд привлекает клиентов и сотрудников», «позволяет продавать проекты дороже».
Тогда у меня появился третий путь создания статьи о брендинге веб-студий: я брал ответы компаний, продумывал их, после создавал (с моей точки зрения) более глубокие вопросы и задавал их по второму кругу. В итоге получались глубокие ответы. То, что получилось, как я уже сказал, вы скоро увидите, а здесь мне хочется порассуждать над тем аспектом брендинга, который не вошел в статью. А именно, как же все-таки конкретные студии рунета маркируют себя на рынке веба.
Практически ни одна студия не занимается целенаправленно своим брендингом, но у тех веб-студий, которые звучат на рынке, присутствует брендинговое мышление. Это такие студии, как Ашманов и партнеры, Notamedia, Медиасфера, Red Keds, Grape. У всех их есть своя уникальная особенность, которую они так или иначе передают внешней среде. Например, у Медиасферы это – «приводить на сайт заказчика столько клиентов, сколько нужно». Миссия Grape – «сделать интернет естественной средой обитания для людей, компаний, брендов, обеспечить максимально комфортное взаимодействие между ними».
Но пять перечисленных веб-студий используют два разных способа коммуникации со своими аудиториями: рациональный и эмоциональный. Чтобы проще понять суть этого, вспомним компанию «Билайн»: сначала она предлагала своим клиентам рационально подойти к своим расходам, а затем перешла на эмоциональную «яркую сторону жизни» с пчелиной раскраской.
Так вот, Ашманов и партнеры и Медиасфера используют рациональный подход, а Red Keds, Grape и Notamedia – эмоциональный. В чем заключаются эти подходы? С конкретным предложением Медиасферы, которая отвечает за трафик, понятно. Но Медиасфера «дошла до того», что прописывает это положение в договоре. Скажу натянуто, но рациональность видна и в выборе клиентов: их последний реализованный проект – Портал о страховании. Ашманов и партнеры также отвечают за конкретные результаты, по крайней мере, так их охарактеризовал клиент студии Ашманова Евгений Шеманов, руководитель брендингового агентства, названного по фамилии владельца. Евгений обращался к Ашманову, и получил прозрачные ответы по результативности проекта. После всего, специалисты веб-студии конкретно ответили на его вопросы.
Теперь об эмоциональности. Red Keds плещет креативностью на главной странице своего сайта. Названием статьи «DIGITAL БЕЗ СИЛИКОНА», текстом типа «ребятушки, в конце марта в Москве пройдет IХ Московский международный бизнес-форум» и основным мылом, которое обозначено как «наш shemale: [email protected]». Оценить эмоциональность двух следующих студий можно по их кейсам: «хороший шопинг начинается с прически» от Grape и ребрендиг ненецкого автономного округа от Notamedia.
А что дает ваша компания – эмоцио или рацио?