Провайдеры делают ставку на схему перехода с привлечением временного персонала
К началу лета 2016 года специалисты кадрового агентства Юнити зафиксировали рост числа обращений за услугой аутсорсинга бизнес-процессов (BPO). За четыре последних месяца показатели в среднем на 10% выше соответствующих значений марта-июня 2015-го. Помимо общего оживления экономики, повышение популярности ВРО среди тех компаний, которые ранее пользовались услугами аутстаффинга, эксперты КА Юнити связывают с развитием реальной практики применения ФЗ-116[1].
«Запрет заёмного труда, введённый с января 2016 года, вынудил компании искать новые пути оптимизации затрат на персонал, снижения издержек. Законодательство не даёт возможности экономить, выводя сотрудников за штат. В то же время передача провайдерам непрофильных бизнес-процессов не противоречит нормам права и является финансово выгодной, – рассказывает Татьяна Голубина, руководитель направления «Бизнес-ресурсы» кадрового агентства Юнити. – Проведённый нами опрос[2] показал, что в кризисный 2008 год к такому способу оптимизации, как перевод на аутсорсинг отдельных бизнес-функций, прибегли всего 4% респондентов. В 2015–2016 гг. число компаний, готовых применять BPO, увеличилось до 17%. С середины первого квартала мы отмечаем рост количества обращений со стороны банков (бэк-офис), производственных предприятий, логистических компаний и торговых сетей».
По оценке экспертов Юнити, больше всего сегодня бизнес заинтересован в передаче таких непрофильных функций, как:
Взять на себя управление бизнес-процессом, особенно когда он недостаточно структурирован, – задача непростая. Чтобы провайдер мог реализовать BPO, ему необходимо внимательно изучить особенности работы заказчика. В течение 9 месяцев, на которые ФЗ-116 позволяет предоставить временный персонал под управление клиента, у специалистов есть время на то, чтобы выявить функции, выводимые на BPO, оценить потенциальный экономический эффект, составить и осуществить пошаговый план перехода. «Как правило, тестовый период длится 3–6 месяцев и предполагает большую вовлечённость и участие обеих сторон, – комментирует Олеся Портнова, руководитель отдела по управлению проектами направления «Бизнес-ресурсы» кадрового агентства Юнити. – Провайдер и клиент совместно решают задачи по детальному описанию внутренних процессов, анализу качественной и количественной потребности в персонале, согласовывают программы и параметры обучения. Оцениваются все аспекты работы персонала, выявляются лидеры, проводится донабор недостающих специалистов, их подготовка. Особое внимание уделяется нормам охраны труда и техники безопасности, а также согласуются критерии качества». Отладка процессов планирования объёма работ и механизмов контроля над качеством их выполнения, внесение корректировок в расстановку персонала также требуют не менее трёх месяцев.
За деталями процедуры перехода к BPO и провайдер, и заказчик, привлекающий сторонний персонал, не должны упускать из виду правовые ограничения. На конференции, организованной АЧАЗ и АМР в конце мая, представители Роструда и Федеральной налоговой службы выделили ключевые моменты контроля над исполнением ФЗ-116: соблюдение максимально допустимых сроков контракта, соответствие заработных плат временных и основных сотрудников предприятия, выполняющих одинаковую работу. Внимание будет уделяться и остальным требованиям закона. Хотя Роструд берёт на себя функции информационно-консультационного бюро и до конца года постулирует отсутствие в календаре проверок по ФЗ-116, от внеплановых визитов по жалобам на нарушения провайдеры и заказчики никак не могут застраховаться.
По словам Татьяны Голубиной, начиная с работы в рамках ФЗ-116, компании, заинтересованные в снижении издержек, могут безболезненно пройти переходные стадии на пути к BPO, провести всю подготовительную работу. Таким способом они, не нарушая действующих норм, осуществят перевод непрофильных бизнес-процессов на аутсорсинг на деле, а не на бумаге.
[1] Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
[2] Опрос 310 московских и региональных российских компаний из различных отраслей, численностью от 10 и свыше 1000 сотрудников, проведённый КА Юнити в марте-апреле 2016 года.