Если раньше онлайн сервисы носили скорее развлекательно-прикладной характер, то теперь SaaS-технологии (SaaS — дословно «софт как сервис») все активнее внедряются в деловую сферу. Участники Дискуссионного клуба «ДК» уверены, что уже в ближайшие пять лет проникновение ИТ в бизнес-среду будет носить массовый характер.
Эксперты сообщетсва Brainity рассказали, что «глобальный офис» — это комплекс решений, направленных на виртуализацию целого ряда бизнес-процессов. Электронная цифровая подпись, аудио- и видеотелефония, интеллектуальная система безопасности, мобильный call-центр — все это и многое другое уже сейчас находится на вооружении у российских компаний. Пока широкому внедрению «глобального офиса» в нашей стране мешает консерватизм управленцев и отсутствие грамотного консалтинга. В то же время рынок SaaS становится все более конкурентным.
Особенности национального предпринимательства
Российский бизнес консервативен по определению, считают эксперты: отказаться от бумажного документооборота, перевести совещания в режим видеоконференций, обеспечить сотрудникам возможность работать дистанционно — с момента принятия решения до его реализации может пройти много времени. Все дело в том, что «глобальный офис» предполагает совершенно иной способ организации бизнес-процессов, к которой представители бизнеса предъявляют свои требования. По словам Сергея Шестопалова, ИТ-директора ГК «Автоплюс», бизнес-процессы должны быть полностью формализованы и гармонично вписаны в информационную структуру предприятия. «Многие методы управления традиционны — проведение совещаний, планерок и прочие хождения из кабинета в кабинет. То есть такие процессы не предусмотрены в локальных информационных системах или не формализованы», — отметил г-н Шестопалов. Неудивительно, что переход на новые рельсы ведения бизнеса пока принимается в штыки многими руководителями. Но ситуация будет постепенно меняться, уверены участники Дискуссионного клуба. Ускорить этот процесс поможет работа с управленцами. Эксперты убеждены: принципы «глобального офиса» не получат массового распространения без грамотного консалтинга — потенциальному заказчику нужно наглядно показать все преимущества новых технологий. «Предприятие порой просто не видит необходимости в покупке и внедрении комплексных систем автоматизации процессов, создании единого информационного пространства и единого пула телефонных номеров. Коммуникационные задачи руководители пытаются решать с помощью простейших бесплатных сервисов — e-mail, ICQ, Skype. Перевести документы — счета, кадры, бухгалтерию — в электронный вид и работать с ними онлайн и дистанционно решится тоже не каждый. Низкий уровень лояльности, отсутствие компетентных специалистов и информации о преимуществах и другие барьеры значительно замедляют развитие бизнеса в целом. К переменам готов не каждый управленец, поэтому необходим грамотный консалтинг — рассказать, показать и научить» — таково мнение Александра Белякова, коммерческого директора компании «Сеть цифровых каналов».
По словам Ильи Васкецова, коммерческого директора макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», руководители также должны четко представлять всю структуру оптимизации бизнес-процессов. Эксперт обрисовал стандартную модель внедрения принципов «глобального офиса» в организациях: «Возьмем для примера предприятие, которое работает на территории всей страны. В определенных географических точках у него располагаются офисы, которые формируют большую филиальную сеть. Внутри сети необходимо организовать управление, связь, кадровый учет и т. д. На этом предприятии есть сотрудники, которым удобно получать заказы вне рабочего места или выполнять задания вне офиса. А еще есть руководители, которые вынуждены совершать частые перелеты, но всегда должны быть в курсе текущих дел и оперативно принимать решения. Все это возможно реализовать в рамках «глобального офиса».
От крупного бизнеса — к малому
Как ни странно, но идея «глобального офиса», который стал визитной карточкой крупного российского бизнеса, изначально была реализована на малых предприятиях в США. Именно они нуждались в типовых сервисах для комплексной автоматизации своих задач. За небольшие деньги бизнесмены получали эффективные решения, сокращая издержки (основной принцип SaaS заключается в том, что весь массив информации берет на себя поставщик услуг, ликвидируя необходимость содержать серверную инфраструктуру в офисе заказчика).Так в середине 2000-х гг. технологии, базирующиеся на SaaS, получили широкое распространение за океаном. Со временем и у крупного американского бизнеса появилась потребность в «глобальном офисе» — задачи разработчиков усложнялись, поскольку для каждой конкретной компании теперь требовались уникальные сервисы. Рынок начал набирать обороты.
В России ситуация развивалась противоположным образом: первыми пользователями «глобального офиса» стали крупные предприятия — они были готовы платить за разработку и внедрение уникальных сервисов. Автоматизация бизнес-процессов стала даже своего рода их конкурентным преимуществом. В то же время комплексных типовых решений для малого бизнеса российские ИТ-компании предложить тогда не могли — такие разработки появились на рынке только в последние годы. Однако сегодня становится очевидным, что основным потребителем услуг по внедрению «глобального офиса» в России станет все же малый бизнес.
По словам Алексея Бутакова, директора по развитию бизнеса компании Softline в УрФО, то, что происходит сейчас в США, повторится у нас уже через 3-5 лет. Так сложилось исторически — Россия всегда опаздывает, и это дает преимущества. «В Америке самый популярный сервис, который развернут в SaaS, используется и в малом, и в крупном бизнесе, это CRM-системы. Например, объем продаж компании Salesforce, которая является признанным лидером на рынке SaaS-решений, в разы превосходит те суммы, которые заработал Microsoft на CRM в традиционной модели за всю свою историю. Почта, голосовая связь, видеоконференции, чат, портальные решения, управление задачами — эти сервисы нужны всем и всегда. Добавьте к ним онлайн-бухгалтерию, и вы получите уникальное комплексное решение, которое будет пользоваться огромной популярностью и в США, и в России», — уверен эксперт.
Бизнес-процессы неизбежно переходят в онлайн-режим
Только в одной Свердловской области в настоящее время более 4 тыс. компаний успешно используют «глобальный офис» для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов — оценивают эксперты.
«За примером далеко ходить не надо. Скажем, мы заказываем такси: оператор принимает вызов и с помощью мобильного сервиса передает запрос водителю, который находится в том же районе, откуда поступил заказ. Или возьмем другой пример: сотрудник финансового учреждения принимает заявку на кредит прямо в торговом центре, при этом вся информация передается через Интернет и обрабатывается в банке», — объяснил Андрей Пилипец, директор по продажам корпоративному сектору холдинга «ЭР-Телеком».
Инструменты «глобального офиса» сегодня применяют не только финансовые структуры, но и крупные промышленные компании, а также государственные учреждения. Практически все торговые организации используют те или иные решения и сервисы для выполнения ключевых операций: приема, отгрузки, инвентаризации и т. д. Электронные системы биллинга, которые находятся на вооружении управляющих компаний и ТСЖ, также являются SaaS и работают в рамках «глобального офиса».
«Большую популярность набирают сейчас так называемые сервисы „легкой оплаты“ — услуг связи, ЖКХ, штрафов — с помощью мобильных гаджетов. Все это используется и на предприятиях. Главное преимущество мобильных платежей состоит в том, что такие операции можно проводить в любое время, где бы ни находился абонент, а платить через телефон можно как с банковского, так и с мобильного счета», — уточнила Инна Бзарова, коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС-Урал».
«Глобальный офис» от первого лица
Приглашенные ИТ-специалисты екатеринбургских компаний поделились с участниками Дискуссионного клуба «ДК» своим опытом по внедрению принципов «глобального офиса». Так, ОАО «Свердловэнергосбыт» использует ряд сервисов, обязательных для любого крупного бизнеса, — электронный документооборот, видеоконференции, корпоративный портал, технологию active directory и т. д. «Помимо типовых решений мы применяем и собственные разработки. Например, с помощью SaaS мы нашли способ взаимодействия с клиентами — открыли „Личный кабинет“ для физических лиц», — рассказал Василий Тюменцев, директор по ИТ ОАО «Свердловэнергосбыт».В рамках встречи были приведены и другие примеры использования «глобального офиса», в том числе и с развитой филиальной сетью. Г-н Шестопалов рассказал о том, что ГК «Автоплюс», состоящая из десяти офисов, объединена в общую сеть. Девять из них дислоцируются в Свердловской области, удаленный филиал расположен в Омске. При этом сотрудники управляющей компании могут комфортно работать, находясь не только в любой точке интрасети, но и за ее пределами. Для этих целей настроены сетевые сервисы — электронная почта, электронный документооборот, удаленные рабочие столы. Читайте далее http://www.brainity.ru/business/review/11121/