Изменения на медиарынке Челябинска и Челябинской области. Часть 3-я.

2012-03-26 19:44:08 2773

Продолжаю проект, начатый в этом году (часть 1 , часть 2 ).
Февраль-март оказались достаточно бойкими на медиапространстве Южного Урала. Впервые за обозреваемый период количество вновь зарегистрированных СМИ сравнялось с числом СМИ, чьи свидетельства признаны недействительными. Счет 10:10.



Из в феврале-марте открытых СМИ 40 % приходится на газеты, 30 % - на журналы, 20 % - на радиоканалы и 10% - на телеканалы. Всего за год открыто 27 СМИ. Из них по 37 % приходится на газеты и журналы. Таким образом, доля печатных изданий в числе стартапов – почти три четверти. 14,8 % - доля радиоканалов, 11,1 % - телеканалов.
Каждое третье СМИ Южного Урала открывается в Челябинске. Все они – печатные. 50 % газет и 40 % журналов приходятся на областной центр.
На втором месте – Магнитогорск. В феврале-марте здесь появилось сразу три новых СМИ, в результате чего доля магнитогорских стартапов составила 18,5 %. Как и в случае с Челябинском, все новые СМИ – печатные. На третье место неожиданно вышла Аша – 2 стартапа или доля в 7,4 %.
По-прежнему – «тишь да гладь» в третьем и четвертом городах области: Златоусте и Миассе. Слабым утешением может служить появление журнала «Ваша свадьба Златоуст Миасс», однако его учредитель – из Кургана, где уже существует аналогичное издание. Это – уже третий случай в области, когда СМИ на Южном Урале создается лицами, на его территории не проживающими.



Так выглядит онлайн-журнал "Ваша свадьба" в Кургане


В сегменте печатных СМИ 45 % старапов приходится на Челябинск, 25 % - на Магнитогорск, 30 % - на другие города области и «зарубежье». В электронном сегменте ситуация прямо противоположная. Все новые СМИ учреждены в малых городах и районах.
Обе появившиеся за февраль-март радиостанции приходятся на FM-диапазон: «Аша FM» и «Радио Стиль ФМ» (Снежинск). Телерадиокомпания «ТВС» в Трехгорном существует на протяжении длительного времени, и получение свидетельства регистрации СМИ связано с техническими моментами.


Сайт телекомпании "ТВС" (Трехгорный)

Концепция новых магнитогорских СМИ – узкопрофильна и понятна из названий: газеты «Грани культуры Магнитки» и «Магнитогорский коммунальщик», а также журнал «Трактор Челябинск».
Челябинская газета «МНОГОНАДО.net» - это попытка, по всей видимости, вывести межрегиональный интернет-каталог в печатный формат. Газета «Солнечный берег» в Аргаяше, отличающаяся оппозиционным настроем к местной власти, выходила и раньше, но теперь, вероятно, решила перешагнуть порог в 999 экз. О концепте журнала «Пульс города. Южный Урал» из Челябинска пока можно только догадываться, но утвердиться во мнении можно будет после того, как в руках окажется непосредственный экземпляр издания.


Челябинский подраздел сайта "МНОГОНАДО.net".

Сразу четыре газеты – в зоне риска. Причем, все они – с достаточно свежими свидетельствами регистрации СМИ: самой старой из них – около четырех лет. Приостановили деятельность магнитогорские газеты «Справедливая Россия. Магнитогорск» и «МагИнфо-ТВ», челябинская «Место работы» и «Регион Южный Урал +» из Южноуральска.
Роскомнадзор продолжает «чистку рядов». 80% из закрытых средств массовой информации за февраль-март – старше 2005 года, 20% - старше 1995 года. На основании заявлений учредителей или судебных решений признаны недействительными свидетельства регистрации СМИ у радиопрограмм «U-радио» (Челябинск) и «Уральская кузница» (Чебаркуль), телепрограмм «Интерволна-ТВ» и «Уральский мир» (обе – Челябинск), «СТО» и студии подготовки телепрограмм «ШАР» (обе - Магнитогоск), газет «Кусинский рабочий» и «Открытая позиция» (Снежинск). Но закрылось и два недавних старт-апа, причем оба – известных мне не понаслышке. Это не просуществовавшая и года «Сельская газъта» из Чесмы (тяжело пока создавать на малых территориях конкурентов традиционным общественно-политическим изданиям, даже несмотря на то, что ее учредитель Владимир Выскребенцев стремился очень активно работать на местном медиарынке), а также едва перешагнувшее двулетний возрастной порог радио «Карталы-FM».


Даже не требующий финансовых вливаний блог "Сельской газъты" последний раз обновлялся лишь 23 января.

Всего из закрытых в этом году СМИ челябинцы и нечелябинцы разделились поровну.
По-прежнему подавляющее число закрытых СМИ (44 %) – это газеты. Однако половина из них появилась на свет ранее 2000 года. В общем числе закрывшихся СМИ доля «старичков» - 52 %. На газеты не старше двух лет приходится лишь 8 % от закрытых СМИ, а общее число неудачных старт-апов – 14 %.



Напоминаю, что данный обзор не может характеризовать в полном объеме изменения на медиапространстве Челябинской области. Регистрация интернет-порталов и электронных информационных агентств в качестве СМИ – дело добровольное. Не говоря уже об изданиях, выходящих тиражом до 999 экземпляров включительно, которые также не обязаны проходить регистрацию.
Хочу еще сделать одно уточнение в связи с возросшим за последнее время количеством подобных вопросов. Регистрация интернет-СМИ в России имеет характер уведомительный, а не разрешительный характер, то есть ведется исключительно на добровольном основании, а не в силу правовой сущности информационного ресурса.Здесь можно познакомиться с преимуществами регистрации интернет-сайта в качестве СМИ.
Выдачей свидетельств регистрации СМИ в Российской Федерации занимается Роскомнадзор, в Челябинской области - соответствующее территориальное управление. Роскомнадзор на своем официальном сайте публикует и оперативно обновляет "Перечень наименований зарегистрированных СМИ", здесь вы можете самостоятельно проверить, имеется ли свидетельство о регистрации СМИ у того или иного ресурса.
В обзоре использована информация, любезно предоставленная Управлением Роскомнадзора по Челябинской области.