Вдохновляясь историей

2023-07-18 18:54:13 Время чтения 11 мин 699

Архитектура обладает уникальным сочетанием функциональности и эстетики. Наши архитекторы и дизайнеры часто обращаются к архитектурным принципам, когда работают над проектами и задумывают пространства.

Размышления над формой, пропорциями, структурой и материалами вдохновляют нас на создание красивых и функциональных объектов.

Изучение стилей и эпох в истории искусства помогает придумать уникальные и оригинальные работы, сочетать элементы прошлого и современности.

Задуманный как повторяющийся образец новых домов-коммун для рабочих, дом Константина Мельникова, построенный для него и его семьи, рассматривался архитектурной средой как "эксцентричная аберрация", отклонение от нормы, что-то неправильное и ошибочное, превратившись с годами в икону русской архитектуры начала ХХ века. В новое жильё архитектор переехал из коммунальной квартиры, где и прожил последние 45 лет жизни.

Экспериментальный дом Мельникова - хорошо сохранившееся здание, ставшее Домом-музеем Мельникова, по инициативе которого реставрационные работы старались вести максимально близко к первоначальной конструкции.

Дом был построен на Арбате, в пригороде Москвы, на открытой площадке в Кривоарбатском переулке № 10, с эстетикой, сильно отличающейся от традиционной советской окружающей жилой архитектуры.

Архитектор считал, что при строительстве зданий цилиндрической формы достигается экономия в использовании материалов, ограничение и контроль со стороны государства, а также прочная конструкция.

Мельников обратил внимание на кирпичные стены башни XVI века, которую в то время ремонтировали, и решил использовать тот же приём для строительства дома, как к материалам, так и к проёмам в стенах. Проёмы выполнялись без заметного изменения экстерьера, и таким образом жёсткое снаружи здание становилось гибким внутри.

Хотя при выполнении работ учитывались утилитарные и экономические аспекты, цилиндрические формы, отмеченные геометрической чистотой, не новы в проектах архитектора, отстаивавшего в качестве важнейших элементов в искусстве ковшеобразные формы, сферу, пирамиду или цилиндр. Эти предложения представлены в экспрессионизме того времени. Хотя Мельников и не считался по-настоящему экспрессионистом, он был созвучен некоторым тенденциям, благоприятствовавшим символической трактовке геометрических форм.

Две цилиндрические башни, которые составляют конструкцию, напоминают скорее церковь или планетарий, чем дом. Критики предполагали, что цилиндры, переплетающиеся и перфорированные окнами-ромбами, таят некий мистический смысл. Такая трактовка правомерна, поскольку Мельников отличался специфическим представлением о "сне" и "архитектуре сна".

Первоначально спальня дома представляла собой три прикреплённые к полу по симметричной схеме скульптурные каменные гробницы, частично разделены небольшими перегородками, служившие кроватями для родителей и двух детей. В комнате не было никаких других элементов, а одежда хранилась в гардеробной внизу.

Конструкция состоит из двух белых цилиндрических башен одинакового диаметра, но разной высоты. На южной стороне большое центральное окно поднимается от пола на террасу. С главного фасада расположен вход в дом и надпись "Константин Мельников. Архитектор".

Во втором цилиндре симметрично распределены шестиугольные окна, опоясывающие дом по периметру. На фасаде не видно вертикальных линий, каждый шестиугольник точно совпадает со сплошной стеной между двумя пролётами. Стена стала своеобразной решёткой, но с использованием только кирпича и раствора.

На стыке двух цилиндров размещена лестница, соединяющая три этажа. Решение с подъёмом было не очень удачным: гостиная на первом этаже встречается со студией на верхнем этаже по винтовой лестнице, но при спуске в прихожую лестница прямая. Участок, соединяющий студию с галереей и террасой, представляет собой переход.

Рабочим не составило труда построить жильё, так как для строительства использовались уже знакомые материалы - кирпич и брусья, способные выдержать обильные снега на московских крышах.

Три этажа дома выглядели инновационными как по форме, так и по распределению помещений. Градостроительные органы города проект одобрили.

На первом этаже первого цилиндра расположены вестибюль, столовая и кухня. На первом этаже другого - прачечная, гардеробная, гостиная и санузел.

Гостиная с высокими потолками освещается большим окном, выходящим на улицу, разбивая круглое стеклянное окно над стеной главного входа. Это помещение контрастирует с обстановкой спальни, расположенной в другом цилиндре, с низкими потолками, освещённой небольшими ромбовидными окнами.

На втором - кабинет площадью 50 м2, предназначенный для занятий Мельникова. В кабинете - галерея, которая сообщается с террасой. Терраса выходит на кабинет, а он, в свою очередь, на гостиную, создавая тонкий баланс между непрерывностью и раздельностью.

Фундамент выполнен в виде двух пересекающихся колец. Стены выложены кладкой, разработанной Константином Мельниковым. Вместе с двумястами шестиугольными окнами стены образуют подобие жёсткой сетки с равномерным распределением нагрузки, не требуя использования несущих столбов и перемычек. В последствии оставили лишь 60 окон, а остальные проёмы засыпали мусором и заделали, а в оставшейся части оборудовали встроенные ниши и шкафы.

Цилиндр - устойчивая форма, не требующая контрфорсов, а ромбы - естественные проёмы в кирпичной стене, когда вместо перемычек они создаются разгрузочными арками. Некоторые из этих проёмов становились окнами, другие заполнялись, оставляя ниши внутри, либо для проведения вентиляционных отверстий или скрытых труб пола и стен. Кирпичи не режут, оставляют ряды с наплывами, чтобы облегчить захват штукатурки или гипса.

Изготавливать на заводе обычные балки диаметром 9 метров оказалось накладным, и Мельников спроектировал каркас на основе тонких деревянных брусьев, жёстких и скобчатых, для полов и потолков - шпунтованные доски, направленные в разные стороны. В результате получилась мембрана с равномерным распределением нагрузки по всей поверхности. Даже прогибаясь под тяжестью, мембрана сохраняет жёсткость.

Во время строительства домов нормирование материалов за счёт государства было явлением обычным. Поэтому архитектор закладывал эффективную типологию для возведения здания с учётом имеющихся ограниченных ресурсов, которые, в свою очередь, давали возможность развивать творческое видение.

Как говорил сам Мельников: «Нехватка заставляет искать новые решения».

Здание построено из дерева и кирпича. Фундамент, изначально залитый из бетона, заменили на утрамбованный щебень, а наружные и внутренние стены отделали белой штукатуркой.

Дом переносит в волшебную эпоху, ведь при его реставрации был сохранен исторический дизайн с огромным вниманием к деталям. «Вырезанные» окна подглядывают за суетой города, мебель и предметы интерьера, стены, украшенные картинами художника Виктора Мельникова, словно оживают, рассказывая об истории их создания.

Старинный дом продолжает дышать и вдохновлять новое поколение дизайнеров и архитекторов, сочетая в себе эстетику и функциональность, сохраняя дух истории.

Чтобы поистине ощутить красоту здания, проникнуться атмосферой и рассмотреть каждую деталь, отправляйтесь в удивительное путешествие в мир истории и архитектуры по адресу: Москва, Кривоарбатский переулок, дом 10.