Рынок пластиковых карт России — рынок одного игрока

2013-04-28 15:36:48 3501

Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт показало, что россияне неактивно используют финансовые инструменты, связанные с безналичными платежами. К апрелю 2011 года пластиковыми картами располагал 51% жителей страны, а 40% даже заводить их не планировали. Россияне полагают, что карты нужны более обеспеченным людям. 23% респондентов не умеют пользоваться картой, а 8% полагают, что возникает слишком много проблем с поиском банкоматов. Порядка 53% россиян по данным обзора рынка используют карты только для снятия наличных.
Россия отстает от развитых и даже развивающихся стран по количеству карт на одного жителя.Наибольшее количество карт на одного жителя в Корее (4,95), США (3,79) и Сингапуре (3,42). Россия (0,96) находится на одном уровне с Мексикой (0,90) и Италией (1,17). При том, что Италия — самая «некарточная» страна в Европе.
Лидирует по выпуску карт Сбербанк. Число его карт в 7–8 раз выше, чем других банков. Второе место у банка ВТБ-24, третье — у Альфа-банка. Процесс концентрации в этом сегменте рынка продолжается. По информации анализа рынка пластиковых карт, число банков – эмитентов, уменьшилось с 709 до 679 с 2008 года. И причем, если бы компании – работодатели не переходили бы к начислению зарплат на пластиковые карты, то количество выпущенных карт было бы в разы меньше. По данным обзора рынка на сегодняшний день зарплату безналом выплачивают уже более 60 % процента компаний.

Российский рынок пластиковых карт характеризуется дуополией двух международных игроков – платежных систем Visa и MasterCard.Специалисты прогнозируют, что рынок банковских карт в России в ближайшие 5 – 10 лет не будет конкурировать со сферами электронных денег, мобильных платежей. Эти сегменты пока будут развиваться параллельно.
Многие эксперты и участники рынка пластиковых карт полагают, что государство должно вмешаться в развитие российского рынка пластиковых карт. Без этого он окажется в тупике. А вмешаться оно может, лишь ограничив расчеты наличными средствами. А сами банки должны развивать инфраструктуру, помогающую производить расчеты при помощи пластиковых карт, причем не только в самых крупных городах. Нужно добиться того, чтобы человеку не приходилось полдня искать банкомат либо терминал оплаты услуг, чтобы воспользоваться своей пластиковой картой.