Распространенным стереотипом является утверждение, что магистральный газ является лучшим топливом для отопления частного дома. На деле это не всегда так, для сравнения приведем другие энергоносители: электричество, древесина (пеллеты, дрова, уголь), солярка.
Этот параметр является одним из ключевых при выборе топлива для отопления частного дома. Например, нет смысла ставить пеллетный котел, если в регионе негде приобрести пеллеты или стоимость их доставки перекроет всю выгоду от использования.
Пеллеты
- Древесное топливо можно разделить на "классические" дрова, уголь, евродрова и пеллеты. Первые две разновидности доступны практически повсеместно. Евродрова - это прессованные брекеты из опилок, считаются более экономичным энергоносителем, но фактически в некоторых регионов их использование обойдется дороже из-за низкой доступности.
- Пеллеты - это древесные гранулы, для их использования нужен специальный пеллетный котел.
- Электричество доступно в большинстве населенных пунктов, но работает оно не всегда стабильно. К тому же надо учитывать выдержит ли сеть нагрузку от электрокотел. На случай отключений полезно иметь альтернативный источник тепла (отопительный прибор, работающий на твердом топливе).
- Сжиженный газ может использоваться для отопления в баллонах или с заправкой в газгольдер (емкость в грунте, которую заполняют топливом). Для заполнения баллона нужно отвезти его на заправку, для этого в распоряжении должно быть соответствующее транспортное средство.
Перевозка емкостей под давлением в обычном легковом автомобиле является нарушением, поэтому ДПС может оштрафовать такого автомобилиста.
- Дизельное топливо (солярка) может заправляться в канистры или в топливохранилище на участке с домом.
- Магистральный газ - самый недоступный вид топлива. Если дом уже подключен к газовой магистрали, то это можно считать удачей. Большинство СНТ и деревень не имеют подключения к газовой магистрали. Даже если труба проходит в непосредственной близости от населенного пункта, то стоимость подводки трубы будет стоить от 500 тыс. до 1,5 млн рублей.
Этим параметром обычно оценивают количество вредных примесей, которые попадают в воздух при работе отопительной системы.
- Дизель - самый "грязный" вид топлива, так как выделяется угарный газ, при этом некачественная солярка добавляет большое количество сажи в выхлопе.
- Уголь выделяет дым и сажу.
- Дрова, пеллеты - дымят, но не выделяют так много сажи, как уголь.
- Газ не выделяет вредных веществ.
- Электричество - выбросы отсутствуют.
Этот параметр отражает количество времени, которые нужно потратить на обслуживание системы.
- Дизельный котел требует регулярной очистки от сажи и копоти. Для доставки топлива нужно заказывать доставку или ездить на заправку.
- Твердотопливные котлы нужно чистить раз в месяц, доставку сырья на участок обычно организуют 1 - 2 раза за сезон. Загрузка дров обычно осуществляется вручную, что отпугивает многих от этого типа энергоносителей.
- Пеллетный котел отличается от агрегатов на дровах тем, что его реже надо чистить, также сами пеллеты проще в транспортировке. Система отопления предполагает автоматическую загрузку.
- Газовый котел - неприхотлив и большую часть времени работает в автономном режиме. Требует обслуживания 1 раз в 2 года, для этого необходимо заключить соглашение с газовой службой, так как самостоятельная проверка и ремонт оборудования не допускаются.
- Магистральный газ не требует усилий по доставке топлива. При использовании сжиженного газа придется раз в неделю посещать заправочную станцию или заказывать заправку в газгольдер.
Система отопления с газгольдером
- Электрический котел не требует обслуживания.
- Дрова - потребуют сооружения дровницы вне дома. Топливо надо будет носить от места хранения к котлу.
- Уголь требует специальных условий для хранения, сильно загрязняет поверхности при разгрузке и переноске к топке.
- Пеллеты не требуют специальных условий для хранения.
- Сжиженный газ может храниться в газгольдере, его обустройство на участке составит 100 тыс. - 200 тыс. р. При использовании баллонов нужно организовать специальное помещение под них.
- Солярка - может храниться в топливохранилище, что обойдется значительно дешевле газгольдера (20 тыс. - 50 тыс. р.). Также дизельное топливо можно складировать в канистрах, при этом следует обеспечить огнезащиту помещения.
- Электричество и магистральный газ не требуют хранения.
Конечный выбор топлива делают на основе экономической целесообразности. Мы расположили все энергоносители от самых дорогих к самым дешевым.
- Солярка - наиболее дорогой и хлопотный вид отопления, потребует часто чистить котел, также на участке надо будет организовать топливохранилище, которые тоже закладывается в стоимость.
- Магистральный газ - при небольшой цене за кВт-ч из-за стоимости подключения (в некоторых случаях больше 1,5 млн) и обслуживания (до 120 тыс.) не окупается по сравнению с другими энергоносителями даже за длительный срок эксплуатации.
В случае с природным газом мы не учитываем ситуацию, когда магистраль уже проведена к дому, в этом случае фактически никаких альтернатив нет - надо использовать ее.
- Электричество по дневному тарифу для СНТ - для этого вида топлива стоимость отопления будет зависеть от конкретных условий. Для СНТ цена за кВт-ч будет самой дорогой.
- Сжиженный газ требует устройства газгольдера, а в стоимость отопления баллонами надо включать расходы на бензин, который будет потрачен на езду до заправки.
- Дрова, уголь, пеллеты - наиболее дешевый вид топлива, но при этом один из самых трудозатратных с точки зрения обслуживания. Нужно перетаскивать дрова в котельную и часто чистить топку, но эти работы можно осуществлять своими силами без привлечения специалистов.
- Электричество по ночному тарифу для деревни - если частный дом находится в деревне, то кВт-ч там будет стоить почти в два раза дешевле. Если нагревать теплоноситель ночью, то цена будет еще ниже. Чтобы система отопления не работала днем, в ней организуют буферную емкость.
Природный газ выгоден только в том случае, если он подведен на участок, во всех других вариантах этот энергоноситель оказывается дороже. В деревнях наиболее дешевым и удобным топливом будет электричество, если есть возможность организовать эксплуатацию в ночное время и позволяет сеть. Во всех других случаях целесообразнее использовать дрова или пеллеты.