Ягодный рынок России: импорт в 10 раз больше собственного промышленного производства

2018-05-03 18:53:49 2670

Анализ рынка свежих ягод в России в 2013-2017 гг, прогноз на 2018-2022 гг

Ягодный рынок, и особенно, рынок свежей земляники, переживает бурный рост практически во всем мире. Стимулом ежегодного расширения мировых земляничных плантаций является растущий потребительский спрос на свежие ягоды.

Однако, в отличие от России, за рубежом подавляющая часть ягод относится к промышленно культивируемым, а не выращенным на дачных участках или, тем более, диким.

Земляника садовая (Fragaria spp) является одной из наиболее значимых культур в мировом ягодоводстве. Высокий адаптивный потенциал рода земляники позволяет выращивать ее в регионах с различным климатом. В настоящее время земляника культивируется в промышленных масштабах практически во всем мире — странах Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. К несомненным достоинствам этой культуры следует отнести высокую рентабельность ее возделывания, вызревание в ранние сроки и десертный вкус ягод.

Экономическая значимость земляники обуславливает увеличение объема производства этой культуры. Современные производители большое внимание уделяют сортам интенсивного типа — высокопродуктивным и скороплодным, способным обеспечить гарантированный урожай ягод высокого качества.

Мировой рынок свежей земляники садовой сейчас оценивается более чем в 4 млн. тонн ягод в год. Общая стоимость ежегодных продаж свежей земляники на мировых рынках достигает 100 млн. долларов.

Ягодный рынок России (статья)Структура валового сбора свежих ягод в мире, %

Российский ягодный рынок в текущем тысячелетии практически полностью перешел на натуральное хозяйство: наши соотечественники теперь выращивают землянику, малину, смородину и крыжовник на своих дачных участках и в личных хозяйствах и для личного же потребления. Только 2 из 100 российских ягод были выращены отечественными агропредприятиями.

При этом каждая пятая ягода из рациона россиян выросла за рубежом: в Греции, Испании, Турции, Нидерландах, Польше, Украине или даже в США.

За последние 15 лет россияне больше привыкли рассчитывать на собственные силы в выращивании ягод, чем на промышленное производство и покупку ягод как, предположим, молока, рыбы или мяса.

На доступность и наличие свежих ягод в розничной торговле самым непосредственным образом влияет работа местных производителей. До недавних пор основной поток свежей товарной земляники в России обеспечивал Краснодарский край и Адыгея. 5 последних лет идет постепенное перераспределение регионов товарного выращивания земляники с юга на север и на восток. Значительная часть новых земляничных проектов, использующих инновационные агротехнологии, успешно стартовала и стартует в Центрально-Черноземном регионе РФ: Тамбовской, Воронежской, Белгородской областях.

По данным Ассоциации садоводов-питомниководов (АСП-Рус), курирующей международную программу «Земляника», уже сейчас активно эксплуатируется около 500 га земляничных плантаций по интегрированной интенсивной технологии, использующей особым образом подготовленную фриго-рассаду, специализированную автотехнику, капельный полив, высокую плотность посадки и мульчирующую пленку. Средняя урожайность ягодных культур по интенсивной технологии выращивания выше традиционной более чем в 2 раза. Для промышленного выращивания используются новые высокопродуктивные сорта ягоды, в том числе – фотонейтрального дня, плодоносящие в конце лета – начале осени. Площади ягодных посадок по традиционной технологии выращивания неуклонно сокращаются.