Волновой эффект спроса на велосипеды, который начался в прошлом году, продолжится не только в 2021, но и в 2022. И велосипедов на всех может не хватить.
Такая ситуация сложилась не только в России. От мирового дефицита велосипедов страдают и Европа, и США. При этом для Китая европейский и американский рынки более приоритетны, чем российский. Туда товар поставляется в первую очередь, причем условия контрактов с Европой и Америкой выполняются значительно строже.
Повышенный спрос в крупных российских городах стимулируют две основные группы покупателей. Во-первых, велосипедисты, которые и до пандемии использовали велосипеды как повседневный транспорт, ездили на них за город или наоборот на работу, живя в области. Эта категория покупателей модернизирует свои байки примерно раз в год. Во-вторых, новички, которые решили вступить в стройные ряды велосипедистов. Пандемия стала для них одним из главных стимулов покупки велосипеда и смены образа жизни. Да, некоторые из них поставят свои велосипеды на балкон, когда жизнь вернется в привычное русло. Но многие войдут во вкус и продолжат ездить на работу на велосипеде.
Здесь и возникает дефицит, потому что на складах российских производителей велосипедов, дистрибьюторов и оптовиков почти не осталось резервных запасов. Большинство китайских производителей велосипедов уже активно собирает предзаказы на 2022 год (модели для которого будут производиться во второй половине 2021 года), а некоторые уже распланировали производственные мощности и на начало 2022 года.
Мы привыкли, что на складах российских оптовиков в межсезонье суммарно находится порядка 1 миллиона велосипедов. 2020 год практически опустошил все эти склады, теперь у оптовиков осталось мало переходящих товарных запасов. И чтобы ситуация нормализовалась, по нашим прогнозам, потребуется не меньше 2 лет.
Собрать велосипед без компонентов невозможно. Например, компания Shimano, которая является крупнейшим в мире производителем запчастей, перегружена заказами настолько, что уже сегодня заказы там нужно размещать более чем за 13 месяцев. Подобная ситуация сложилась и с поставками одного из ведущих производителей седел Velo – их можно будет получить с конвейера не ранее, чем через 15 месяцев с момента заказа. В подобной ситуации многие поставщики готовой продукции не готовы так долго ждать, поэтому они обращаются к менее известным и более молодым компаниям, производящим запчасти того же уровня, но за более короткий срок, на которые в другое время даже не обратили бы внимания. За счет общего дефицита на рынке запчастей эти noname компании, которые еще вчера никто не знал, тоже поднимают цены на свой товар.
Чтобы собрать велосипед, необходимо, чтобы сошелся весь этот паззл. Но предположим, что это все же удалось. Теперь надо отправить байки оптовому покупателю. За последний год юань, денежная единица Китайской Народной Республики, вырос почти на треть. Стоимость контейнерных перевозок возросла более чем в 5 раз в том числе из-за масштабной нехватки контейнеров в Китае. Часть тех денег, которые обычно тратят на поездки в другие страны или походы в бары, из-за пандемии стала уходить на заказ повседневных товаров. Например, США и Европа продолжают активно импортировать товары из Китая, в то время как поток товаров из Америки в Китай наоборот снизился. Поскольку экономически невыгодно отправлять контейнеры порожними, огромное количество пустых контейнеров скопилось в Северной Америке и Европе. Самое плохое, что пока невозможно предсказать, сколько эта ситуация будет продолжаться.
Конечная сумма транспортировки зависит от многих параметров, например, от величины партии, дальности перевозки, вида транспорта. Но даже без учета роста курса валют и цен на перевозки ограниченное предложение само по себе уже провоцирует рост цен на велосипеды, о котором уже заявили многие поставщики. Для конечного потребителя средняя стоимость велосипедов во всех сегментах в 2021 году вырастет на 20-30%.