По статистике Банка России, в 2023 году 82% покупателей выбирают безналичный расчет. Это возможно благодаря эквайрингу — банковской услуге. Рассказываем, что такое эквайринг, какие преимущества он даёт и как его подключить.
Эквайринг — это технология, которая позволяет проводить безналичные платежи. Покупатели могут расплатиться как дебетовыми и кредитными картами, так и по QR-коду или смартфоном или иным устройством, если они поддерживают функцию бесконтактной оплаты.
С помощью эквайринга предприниматель может совершать следующие операции:
Продавец и покупатель — главные стороны договора эквайринга. Но в этой процедуре есть ещё два участника:
Проведение оплаты с помощью банковской карты состоит из пяти этапов.
Этап 1: считывание платёжной информации. Покупатель прикладывает карту или смартфон к терминалу или телефону продавца. Сведения об оплате поступают в процессинговый центр банка, с которым предприниматель заключил договор эквайринга.
Этап 2: проверка информации о платеже. Банк-эквайер направляет сведения о карте банку-эмитенту, и тот проверяет данные в листах блокировки или ареста счетов:
Этап 3: проверка платёжеспособности карты. Банк-эмитент сравнивает остаток на счёте покупателя с суммой покупки и проверяет совпадение ПИН-кода, лимиты на проведение операций по карте и наличие признаков мошенничества.
Этап 4: подтверждение оплаты. Если операция одобрена, информация поступает в банк-эквайер и потом на терминал. Банк-эмитент получает сообщение о проведении оплаты.
Этап 5: проведение платежа. Деньги списываются со счёта покупателя и поступают в банк-эквайер. Он переводит средства на расчётный счёт продавца. Точный срок зачисления денег прописывается в договоре эквайринга.
Если продавец принимает оплату через QR-код, есть три варианта проведения такого платежа:
Клиент считывает QR-код или открывает платёжную ссылку и автоматически попадает в приложение банка. Покупателю нужно проверить и подтвердить данные об оплате, после чего деньги зачисляются на счёт продавца.
Весь процесс происходит автоматически и обычно занимает несколько секунд или минут — время зависит от интернет-соединения.
Есть пять видов эквайринга, которые различаются способом приёма платёжной информации.
Торговый эквайринг. Продавец проводит безналичные операции через POS-терминал, который установлен на месте продаж. Покупателю достаточно приложить к устройству банковскую карту или смартфон с функцией бесконтактной оплаты либо считать телефоном QR-код СБП, сформированный на терминале. Такой эквайринг можно подключить в любых торговых точках, например в магазинах, ресторанах, отелях и кинотеатрах.
Интернет-эквайринг. Предприниматели используют его для продаж в интернет-магазинах. Клиенты оплачивают товары и услуги банковской картой, электронными деньгами или по платёжной ссылке СБП через любые мессенджеры, СМС или email. Преимущество такого вида эквайринга — не нужно использовать дополнительное оборудование.
Когда покупатель добавляет товары в корзину, он автоматически попадает на страницу онлайн-оплаты
Чтобы подключить интернет-эквайринг, сайт компании должен соответствовать требованиям банка. С пошаговой инструкцией о том, как подготовить страницу к подключению интернет-эквайринга.
Мобильный эквайринг. Это удобно, когда бизнес не привязан к торговой точке: продавец может принимать оплату с помощью смартфона или планшета в любом месте, а также по QR-коду СБП. Предприниматель подключает мобильный терминал к разъёму устройства и управляет им через специальное приложение от банка-эквайера. Такой вид эквайринга подойдёт, например, для службы доставки еды и такси.
ATM-эквайринг. Это способ приёма платежей через устройства самообслуживания — терминалы и банкоматы. Такой вид эквайринга позволяет провести больше банковских операций: снять наличные, оплатить жилищно-коммунальные услуги или пополнить счёт мобильного телефона. Например, в аэропортах есть терминалы самообслуживания для продажи билетов, а в продуктовых магазинах — для оплаты покупок.
Оплата по QR-коду СБП. Для оплаты покупателю достаточно отсканировать QR-код или перейти по платёжной ссылке СБП, сформированной продавцом в интернет-банке, и подтвердить платёж в приложении банка или в приложении «СБПэй».
По закону «О защите прав потребителей» ИП и компании обязаны использовать эквайринг, если их выручка за прошлый календарный год превышает 20 млн рублей. У клиентов должна быть возможность расплатиться с продавцом как наличным, так и безналичным способом.
У некоторых предпринимателей нет необходимости подключать эквайринг.
Такое возможно в трёх случаях:
В остальных случаях за работу без эквайринга Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штрафы:
Хоть законодательство и обязывает предпринимателей подключать эквайринг, у него есть ряд преимуществ:
Рост объёма продаж. По данным аналитического центра НАФИ, 37% участников опроса практически не носят с собой наличные и расплачиваются только банковской картой или смартфоном. Если в компании есть возможность безналичной оплаты, клиентам не придётся откладывать покупку на потом или идти к другому продавцу. К тому же, по статистике финансовой платформы Банки.ру, когда человек рассчитывается картой, средний чек выше на 30%.
Сокращение очередей. Безналичные платежи проходят мгновенно, и продавцам не нужно тратить время на подсчёт сдачи. Сотрудники быстрее обслуживают посетителей, и в торговом зале не образуются очереди.
Безопасность расчётов. Когда покупатели расплачиваются наличными, есть риск, что купюры окажутся фальшивыми или продавец неправильно посчитает сдачу. Эквайринг позволит сократить оборот наличных и снизить риск возникновения убытков.
Экономия на инкассации. Компаниям не нужно тратить время и деньги на перевозку наличных в банк. Деньги поступают сразу на расчётный счёт предпринимателя.
При безналичных расчётах за безопасность средств отвечает банк-эквайер
В работе эквайринга можно выделить три недостатка:
Технические сбои оборудования. Если в торговой точке пропадёт связь с банком, продавец не сможет провести оплату через POS-терминал.
Комиссия. Предприниматель платит определённую сумму по установленному тарифу, чтобы пользоваться услугой эквайринга. При этом банки иногда проводят акции, которые снижают размер комиссии.
Расходы на покупку, аренду и обслуживание POS-терминала. Предпринимателям нужно не только оплатить комиссию за эквайринг, но и приобрести специальное оборудование, а затем поддерживать его работу.
Если предприниматель решил подключить услугу эквайринга, в первую очередь нужно выбрать банк.
Для этого важно обратить внимание на следующие условия:
Шаг 1: выбрать банк-эквайер и открыть расчётный счёт. Во многих организациях это можно сделать онлайн.
Шаг 2: выбрать вид эквайринга. Предпринимателю стоит ориентироваться на вид своей деятельности.
Шаг 3: заполнить заявку на подключение эквайринга. Шаблоны заявления можно найти на официальной странице банка-эквайера.
Шаг 4: собрать пакет документов. Конкретный перечень зависит от организационно-правовой формы и требований банка-эквайера.
С перечнем документов можно ознакомиться на сайте банка-эквайера.
Шаг 5: заключить договор эквайринга с банком. В течение этой процедуры можно купить или арендовать оборудование. Чтобы подключить эквайринг, предпринимателю нужны следующие устройства: