Реки – это главные транспортные пути, по которым люди веками торговали друг с другом. Однако сегодня российский речной транспорт находится в упадке. Проблемы наблюдаются уже на протяжении 50 лет. Почему грузовые и пассажирские перевозки по водным артериям оказались невыгодными? И возможно ли возродить речной транспорт в России?
В течение столетий люди торговали через реки. Товары грузились на небольшие плоты и парусные корабли, а затем перевозились по течению. Однако со временем железные дороги, автобаны и крупные морские суда начали вытеснять речной транспорт.
Сегодня суда всё ещё продолжают использоваться для перевозки небольших партий товаров. Но объёмы перевозок постоянно сокращаются.
Эту долю оттянул на себя Крымский мост: автомобили и поезда возят грузы эффективнее, чем речные суда.
Затрудняет речную навигацию и экстремальное маловодье на европейской части России. Бесснежные зимы и засушливые периоды в межсезонье привели к тому, что большая часть рек обмелела – особенно страдают Ока, Дон и Северский Донец.
И если раньше мониторингом и регулированием глубин занимались отдельные службы, то в век тотальной экономии за речными фарватерами перестали следить. Реки в российских городах обмелели, течение замедлилось. Поэтому по ним перестали перевозить товары.
Но если речные суда не подходят для товаров, может, они подойдут в качестве пассажирского транспорта?
Отрицательный рост мы фиксируем ежегодно – и на то есть ряд причин.
Одна из них – морально и технически устаревшие пассажирские судна, которые потребляют много топлива, а по скорости значительно уступают наземному транспорту.
Прогулочному теплоходу «Москва-1» уже 51 год – скоро на пенсию...
Конечно, существуют скоростные «Ракеты» и «Метеоры», но их энергопотребление еще больше, а значит билеты на поездку обойдутся покупателям дороже. Это никогда не окупится.
Устанавливать низкие тарифы у перевозчиков не получается, поскольку государство не спешит помогать им деньгами. Низкая скорость в сочетании с высокой ценой на билеты буквально не оставляют речному транспорту шансов на выживание.
Однако речной транспорт популярен у туристов, которым нравится неторопливый отдых. Прогулки по рекам остались в 100 российских городах. Наибольшей популярностью пользуются экскурсионно-прогулочные поездки. На них приходится свыше 71% пассажирооборота речного транспорта России.
Всё, что может помочь возродить речной флот – это повышение уровня воды в реках и строительство новых кораблей. Для этого нужны субсидии из федерального бюджета, которые никто не хочет давать просто так.
Без глобальной реконструкции отрасль не выживет. По крайней мере, в европейской части России. Однако в Сибири и на Дальнем востоке реки глубокие, с сильным течением, и там речной транспорт может стать дешёвым видом передвижения. Особенно там, где нет хороших дорог.
Но даже в этом случае остаётся одна проблема – долгая зима. В большинстве российских регионов реки покрываются льдом на 3-5 месяцев. На это время перевозки невозможны.
Поэтому даже при всём желании помочь речному транспорту мы не сможем полностью возродить его. Максимум, что можно сделать, это привлекать больше туристов.