Антикризисная выставка

2013-10-09 13:30:02 1698

Мнения и впечатления о BUYBRAND Expo 2013

Любую выставку делают не только организаторы, но и экспоненты с посетителями. В этом году и тех и других, несмотря на оживившиеся в России разговоры о кризисе, было очень много. В громадном павильоне Экспоцентра свои достоинства три выставочных дня демонстрировали 203 бренда. Примечательно, что среди посетителей - не только франчайзи и франчайзеры, настоящие и будущие, но и владельцы непрофильных компаний, которые, в условиях кризиса, искали новые сферы развития и новых партнеров.

Показательна представительность участия многих компаний в BUYBRAND Expo 2013, что говорит о её высокой значимости во франчайзинговом сообществе. Так, на стендах целого ряда компаний наряду с менеджерами находились собственники, гендиректоры, президенты и вице-президенты. На стенде такой глобальной сети кофеен, как Coffee Shop Company и их российского мастер-франчайзи «Кофе Сэт», постоянно присутствует и ведет переговоры собственник-австриец Рейнхольд Шерф и гендиректор российской сети Максим Макшанов. В беседе с нами Рейнхольд Шерф сообщил, что доход (revenue) его семейного предприятия – world wide до налогообложения, включая не только кофейни, но и производство собственного кофейного оборудования, выращивание и обжарку кофе-бобов, инновационную деятельность Академии кофе в Вене – достиг 80 млн евро, 25% приходится на Россию. Coffee Shop Company вышла в мир из Австрии не так уж давно – в 2005 году, но в настоящее в мире уже насчитывается 300 кофеен.

А началось всё 2 октября с пленарного заседания, посвященного 15-летию Российской ассоциации франчайзинга. Его вёл президент РАФ, президент компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» Мераб Бен-Эл (Елашвили). Первым из докладчиков выступил зам. руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев. Он сообщил о намерении московских властей обучить до конца текущего года особенностям ведения малого бизнеса, в том числе по франчайзингу, 10 тыс. человек. На эту программу отпущено 100 млн рублей.

Сергей Борисов, председатель попечительского совета ОПОРЫ России, вице-президент Сбербанка РФ в своём выступлении подчеркнул, что ситуация в российском малом бизнесе является наихудшей за последние 10 лет, и франчайзинг способен отчасти выправить положение. Он рассказал, что в среде чиновников порой вызревают поразительные решения. Так, некоторые депутаты Госдумы хотели инициировать введения налога на иностранные словосочетания в названиях компаний. Ясно, сколь удручающе это может сказаться на франчайзинге и вообще на инвестировании из-за границы.

Андрей Медведев, замдиректора Департамента развития МСБ Минэкономразвития РФ сообщил об идущих обсуждениях в министерстве планов создания Федерального гарантийного фонда для поддержки региональных гарантийных фондов. Именно так работает эта система в развитых европейских странах.

Как всегда обширная деловая программа началась с выступления Максима Соколова, CEO российского подразделения крупнейшей американской компании по разработке и реализации программ обучения и развития персонала Dale Carnegie Training & Associates. Он поделился своим опытом продвижения в России франшизы полноценного филиала этой тренинговой компании.

Генеральный директор специализированной консалтинговой компании BRTG Светлана Князева посветила аудиторию в такие тонкости главного франчайзингового договора (договора коммерческой концессии), как охранный радиус, разумные и неразумные ограничения франчайзера, неформальное сообщество франчайзи той или иной сети и многое другое.

Большой интерес вызвали семинары на стенде «Сбербанка» о специализированном кредитном продукте «Бизнес-старт» на открытие своего бизнеса по франчайзингу. Уже более года он предоставляется франчайзи на основе типового бизнес-плана, разработанного с аккредитованными партнерами банка.

Генеральный директор ООО «ИНВИТРО» Сергей Амбросов сделал доклад в рамках дискуссии «Инструменты для франчайзинга. Банковские продукты и государственные субсидии. Региональные программы развития франчайзинга. Государственно-частное партнерство»).

Нововведением этого года стала работа отдельной секции по франчайзингу в гостиничном бизнесе и Салона лицензирования. Оба этих направления относительно мало знакомы российским предпринимателям и имеют большой потенциал развития. Деловая программа Салона лицензирования была посвящена самым разным аспектам в использовании этого маркетингового инструмента в фэшн-ритейле, в среде музыкальных брендов, в популяризации спортивных клубов и развлекательных парков, в лицензировании громких имен. Ольга Овсянникова, руководитель отдела организации медицинских офисов ООО «ИНВИТРО», выступила одним из экспертов круглого стола «Лизинг + франчайзинг: новые инструменты в помощь предпринимателю». Генеральный директор компании Brains&Brands Komandor Светлана Юрова провела семинар по теме «Идентичность бренда – правила игры».

Между тем на стендах шла борьба за внимание потенциальных инвесторов. Приведу мнения нескольких участников этого соревнования брендов. Генеральный директор компании «33 Пингвина» Елена Рыбина рассказала о том, что «Пингвины» традиционно приходят на BUYBRAND Expo и собирают свой урожай деловых контактов. «Немалая доля наших франчайзинговых точек по продаже мороженого стартовала именно с выставочной площадки, – сообщила Елена Рыбина. – Даже если мы сработаем в ноль, будет большой промо-эффект, но ноля не будет. В этом году помимо прочего мы представляем наш новый компактный проект «Карета», который можно размещать прямо в галереях и залах торговых центров. Он требует значительно меньших инвестиций».

Другая участница – Марина Курыла, генеральный директор компании Аlex Dandy – сказала, что впервые участвует стендом на BYTBRAND Expo. Поначалу ей казалось, что соседство с однотипным конкурирующим одёжным брендом подпортит результаты. Но всё оказалось наоборот – высочайшее качество при разумной цене привлекло много «сторонников».

Весьма необычную франшизу высокотехнологичных развлечений второй год подряд предлагает Yotto Group. Речь идет о мини-кинотеатрах и так называемых капсулах, в которых зритель сам управляет сюжетом фильма. Примечательно, что всё сложнейшее оборудование и компьютерные программы разработаны и произведены в России.

Стенд ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» отличался размерами, способными произвести впечатление на любого посетителя, даже не заинтересованного в общепите. Сотрудники управления по франчайзингу провели мастер-классы по каждому проекту холдинга. Особенной популярностью пользовалась концепция Yamkee ввиду своей технологичности, аутентичности блюд и стоимости паушального взноса. Концепции Sbarro, «Елки-Палки», «Восточный базар» и «Маленькая Япония» покупали в большинстве рестораторы со стажем. За три дня компания собрала, по оценке её представителей, «невероятное количество предложений о сотрудничестве, положительных откликов и подписанных контрактов».

Среди посетителей выставки были и такие, кто только присматривается к ней, поскольку планирует своё участие в BUYBRAND Expo будущего года. Например, директор по франчайзингу сети салонов оптики «Счастливый взгляд» Ирина Симакова приехала на парад брендов в Эскспоцентре из Санкт-Петербурга. По её словам, компания долгое время работала только с собственными точками, а с 2013 года начала развитие по франчайзингу, чем и обусловлен интерес к выставке. На сегодня у «Счастливого взгляда» 70 салонов, из них восемь – франчайзинговые.

Редакция BUYBRAND Inform завершает обработку статистических данных по посетителям выставки, их предпочтениям и рекомендациям на основе имевших место трех выставочных опросов и регистрации на входе. Итоги будут вскоре опубликованы в разделе «Статьи».

Подводя итоги участия в выставке Сергей Амбросов подчеркнул: «BUYBRAND Expo – знаковое мероприятие для нашей компании, своего рода традиция, с которой мы связываем свое развитие и общение с нашими партнерами. Интересно наблюдать, как мероприятие развивается и меняется с каждым годом. В этом году очень много внимания было уделено успешному старту бизнеса. На одной из конференций я с удовольствием поделился информацией о том, как мы помогаем нашим партнерам по франчайзингу получать государственные субсидии».

Ерлан ЖУРАБАЕВ, http://www.buybrand.ru