Новая экранизация «Анны Карениной» авторства Джо Райта и Тома Стоппарда ещё до своего выхода вызвала бурные дискуссии в российской блогосфере. Мнения поляризовались от язвительного презрения к «голливудщине» до восторгов от новаторского прочтения знаменитого романа. Наши коллеги, аналитики компании BrandSpotter решили обратить внимание, какие именно пользователи рунета находятся по обе стороны баррикад.
Просто приводить цифровые данные с предполагаемыми тональностями высказываний и платформами нам показалось неинтересным — это слишком мало говорит о реальной реакции пользователей, реальных «болевых точках» и реальных «горячих темах». Поэтому мы сделали дополнительную разбивку упоминаний по полу автора и ярким темам, указав на популярность тех или иных обсуждений у мужской и у женской аудитории. Подобный метод анализа мнений в блогосфере — с указанием различных социальных характеристик упоминающего (пола, возраста, образования, членства в субкультурах и т. д. на выбор) может быть применим не только к фильмам, но и ко всему, что обсуждают в интернете — к брендам, услугам и нематериальным ценностям.
Для исследования мы проанализировали 403 упоминания на 4 популярных ресурсах — ВКонтакте, Livejournal, Diary и Liveinternet, выбрав период с декабря по март. Для анализа отбирались только содержательные (без «пустых» перепостов видеороликов и анонсов) высказывания «живых» пользователей.
Наиболее активно обсуждали фильм женщины:
Автор: www.brandspotter.ru(1 декабря 2012 – 1 марта 2013)
До премьеры пользователи рунета были суровы и непреклонны — претензии к бездуховности и безблагодатности западного кинематографа встречались в каждом третьем сообщении. После просмотра фильма русский блогер сменил гнев на милость – процентное количество негатива упало, а позитива — резко подскочило вверх. Что характерно, мужчины были более благосклонны к новой экранизации классики как до, так и после просмотра:
Автор: www.brandspotter.ruХарактерных различий между реакциями пользователей разных платформ не наблюдалось.
Автор: www.brandspotter.ruВ результате обработки данных нами было выделено 6 наиболее ярких тем обсуждения, нередко коррелирующих с полом и социальным амплуа блогера. Некоторые темы могут пересекаться друг с другом.
1) Отказ от просмотра (17 упоминаний) — полностью «женская» тема, предполагает неприятие экранизации и отказ даже от ознакомления с оной.
2) «Великий роман» (30 упоминаний от женщин и всего 5 — от мужчин) — критика, в которой изо всех прочих наиболее активно муссируется тема величия русской литературы и недостойного характера новой экранизации столь великого произведения. Для темы характерен знакомый дискурс о поруганной духовности и опошлении толстовского гения чуждой «голливудщиной». Всё это мы уже неоднократно слышали в школе и по телевизору от советских учительниц русского языка и литературы:
3) «И
Подробнее:http://www.cossa.ru/articles/155/41203/ностранцы» (25 женских упоминаний и всего 3 мужских) — та или иная форма указания на непонимание западными авторами фильма загадочной русской души.
4) «Лубочность» — претензия к «клюкве» и/или «балаганности» без указания на русскую душу и великую литературу (25 женских и 3 мужских упоминания).
5) Критика Быкова — резкая реакция на статью Дмитрия Быкова на портале Openspace, часто сопровождается указанием на актуальность и высокое качество фильма. Преимущественно «мужская» тема: при доминирующем общем количестве женских высказываний из 16 упоминаний темы 11 принадлежат мужчинам.
6) «Актуальность» — указание на правильность и актуальность как фильма в целом, так и особенностей подачи (театральная метафора, специфические декорации и т. д.). Среди мужчин процент этой темы примерно на 5% выше, чем у женщин.
Процентное распределение тем по полу упоминающих:
Автор: www.brandspotter.ruЭкранизацию обсуждала в основном женская аудитория, она же и составила основной массив негатива. Среди женщин заметна тематика «ритуального осуждения» — трансляция старых традиционных шаблонов, известных нам ещё со времен СССР и до сих пор популярных. Мужская аудитория оказалась куда более лояльной по отношению к новому — среди мужчин не отмечено ни одного отказа от просмотра, отмечается минимальное количество указаний на русскую душу и сакральность Толстого и большое количество указаний на актуальный характер кинокартины.