Медиатренинг. Как подготовить спикера к взаимодействию со СМИ

2015-06-23 13:31:33 5626

Каждая компания, ориентированная на развитие и продвижение в медийном поле, должна иметь ключевого спикера, «лицо» бренда. Этот человек будет представлять компанию, отождествляться с ней, любое сказанное им слово может иметь позитивные или негативные последствия для репутации марки, поэтому одна из ключевых задач специалистов по связям с общественностью – подготовить спикера к общению с журналистами, или говоря языком профессионального сленга – «отбрифовать».

Тренинг должен включать пять опорных пунктов:

  • что говорить
  • что не говорить
  • как выглядеть
  • возможные вопросы
  • репетиция

Рассмотрим каждый пункт детально.

1. Не старайтесь написать идеальный текст выступления – спикер не сможет воспроизвести его со 100%-ной точность. Старайтесь быть близки к жанру деловой разговорной речи. Лучше всего написать тезисный план, в который можно подглядывать во время выступления, но ни в коем случае не читать с листа. Проговорите с руководителем, какая именно информация должна быть озвучена, почему и какова ее содержательная ценность. Зачастую люди, не вовлеченные в сферу вашей деятельности, не могут однозначно трактовать те или иные факты. Речь выступающего должна быть понятной, факты – легкоусвояемыми. Если вы сравниваете – то уточните что с чем. Показатели этого года с показателями прошлого. Прирост во втором квартале относительно первого или относительно аналогичного периода прошлого года.

Разбавьте текст интересными ремарками, цитатами или допустимыми шутками, интонированием. Просмотрите несколько выступлений западных коллег – за границей ораторскому искусству уделяются многие часы подготовки, поэтому выступления этих спикеров интересные, живые, они держат внимание слушателей сконцентрированным и не позволяют никому задремать на пресс-конференции.



Если из зала прозвучал вопрос, ответ на который вызывает сложности, можно использовать прием «возвращенного» вопроса – «вернуть» его задающему, например, уточнить, что он имеет ввиду, или что он подразумевает под формулировкой, и воспользоваться паузой для обдумывания ответа.

Продумайте несколько ярких фраз, которые смогут стать заголовками статей, пусть они прозвучат в устах выступающего – журналисты будут работать с имеющимся материалом, и вы в некотором роде застрахуете себя от некорректного креатива.

Если речь идет о выступлении на радио или участии в телепрограмме – ознакомьтесь с архивом выпусков, чтобы понять в каком ключе идет беседа, каких подвохов можно ожидать от ведущих, как подача материала наиболее приемлема.

2. Избегайте профессионального сленга, накрученных причастных и деепричастных оборотов, большого количества цифр, когда будете готовить речь для вашего спикера. Цифры лучше вынести на презентацию или в отдельный файл, который можно вложить в пресс-кит.

Определите табу – информацию, которая ни в коем случае не должна быть озвучена гостям, слушателям или журналистам. Это могут быть не только коммерческие тайны, это может быть информация о новом проекте, которая будет представлена общественности позже. Информацию нужно давать дозировано, в противном случае ни один информационный повод не будет отработан на 100%.



3. Внешний вид спикера должен соответствовать ситуации. Как правило, в сфере бизнес-коммуникаций предпочтение отдается деловому стилю или casual, если не обозначено дополнительного дресс-кода. Задача специалиста по связям с общественностью накануне мероприятия посмотреть площадку, узнать, на каком фоне будет выступать спикер, и, исходя из этой информации дать рекомендации по внешнему виду. Спикер в бежевом костюме «сольется» с бежевым фоном, поэтому лучше подбирать контрастные варианты. Постарайтесь избежать бликующих тканей, принтов в мелкую полоску или клетку – он может создавать эффект муара при фото- и видеосъемке.

Открытый президиум – это испытание даже для опытного спикера. Обратите внимание на носки у мужчин – они должны быть высокими, из-под брюк не должны быть видны голые ноги. Дамам лучше отдать предпочтение удлиненным юбкам. Избегайте уютных домашних поз, как, например, вытянутые ноги одна на другой – поза спикера должна быть спокойной и уверенной, ступни на полу.



Если видео-интервью проводит в беседе стоя, а не сидя за столом, исключите движения-«паразиты» - покачивание, размахивание руками, монотонное кивание головой. Идеальное положение спикера – прямая осанка, легкий наклон головы, руки расположены либо спокойно вдоль тела, либо держат очки, ручку, папку с документами, но ни в коем случае не в карманах.

Поза не менее важна, когда спикера интервьюируют на видеокамеру в кабинете, за столом. Нельзя откидываться на спинку кресла, складывать руки замком на животе, исключите руки у лица – не нужно подпирать подбородок ладонью.



4. Подготовьте список вопросов, которые могут прозвучать из зала. Скорее всего, вы записали те вопросы, которые вам хотелось бы услышать, поэтому теперь добавьте те, которые слышать не хочется - они обязательно прозвучат. А теперь вспомните самый неприятный факт из прошлого компании, ее самое слабое место, и подумайте, что сможет ответить ваш спикер, если и этот вопрос все же прозвучит в его адрес.



5. Создать модель ситуации и записать беседу на видео. Таким образом, спикер сможет самостоятельно оценить промахи и исправить их. Репетиция особенно важна перед участием в ТВ-программе – время эфира ограничено, спикер должен коротко и емко выражать свои мысли, не отходить от темы и не заполнять паузы тянущимися гласными «ээээ», «аааа». Одна мысль – 15 секунд. Перебивайте своего спикера, вставляйте вопросы – это штатная ситуация для интервью, собеседник не должен теряться и упускать нить разговора.

Поработайте с фотокамерой. Сделайте несколько снимков, определите наиболее удачные ракурсы и позы для фотосета.
Категории: PR