Сергей Иванович Серов родился 23 января 1952 года в городе Советск Калининградской области..
Окончил Московский электротехнический институт связи и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени
И. Е. Репина Академии художеств СССР. Занимается научной, организационно-кураторской, экспертной работой,
творческой практикой, дизайн-журналистикой и педагогикой в области графического дизайна.
Кандидат искусствоведения, организатор и куратор дизайнерских выставок, конкурсов и акций в России и за рубежом,
президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Руководитель Высшей академической
школы графического дизайна Московского художественного училища прикладного искусства, профессор Национального
института дизайна. Академик Академии графического дизайна. Представитель России в ICOGRADA
(Международном совете ассоциаций по графическому дизайну) и IBCC (Координационном комитете
международных биеннале). Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным
премиям РФ в области литературы и искусства. Кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание».
О себе:
В Калининградской области я прожил первые три года жизни. Несмотря на то, что родители
вернулись в Москву, в гостях у остававшихся родственников я проводил почти все летние
каникулы - именно то время, когда, в основном, и растешь и взрослеешь. Так что
Калининградскую область числю «малой родиной» не только по паспорту.
После школы по инерции поступил в Институт связи, где в свое время учились
родители (закончил в 1974). Через семь лет после его окончания - в Институт живописи,
скульптуры и архитектуры имени Репина (1986), с которого, наверное, и следовало бы
начинать. Впрочем, кто знает. В Институте связи на первом-втором курсе пошла
резкая профессиональная переориентация: стал рисовать, пропадать в
изостудии, а на третьем курсе из студентов нескольких технических вузов
сколотил вольную компанию "Лик" - "Литературно-искусствоведческий клуб". Дни
напролет мы просиживали в "Ленинке" и "Историчке", читали друг другу
доклады, обменивались самиздатом; ходили по мастерским полуподпольных
художников, по музеям и театрам; организовали свою театральную студию (из
которой вырос потом профессиональный театр "Человек"); устраивали выставки и
поэтические вечера.
Учась потом в Академии художеств, я остро ощущал, что
главное в моем профессиональном образовании уже произошло – те впечатления
и с невероятным трудом добытые знания и умения, полученные в годы юности, «обожгли» на всю жизнь.
Там же, в Институте связи, я впервые услышал словосочетание "техническая эстетика"
и стал усиленно интересоваться возможностью примирить техническое образование с
искусством. В результате распределился в "почтовый ящик", где меня уже ждали как
"инженера по технической эстетике", а еще через два года по рекомендации Е.В.Черневич
попал на "Олимп советского дизайна" - во ВНИИТЭ, Всесоюзный НИИ технический
эстетики, которому потом была отдана большая часть трудовой биографии.
Общепрофессиональным становлением я обязан совместной работе во ВНИИТЭ
(1976-1981, 1987-1999)с такими теоретиками дизайна, как В.Ф.Сидоренко, Н.Н.Данилович, А.П.Ермолаев,
О.И.Генисаретский, Е.В.Черневич, Г.Г.Курьерова.
Самоидентификация в дизайне сразу же была связана с графическим дизайном, еще до
ВНИИТЭ, в 1976 году, опубликовал свои первые статьи - по товарным знакам. Пониманию
графического дизайна много дало многолетнее общение с М.А.Аникстом и вообще со "старшими
товарищами" по Мастерской прикладной графики Художественного фонда.
Творческой практикой я занимался всегда, но в небольших дозах, время от
времени, не считая себя активно практикующим дизайнером и уж тем более не
относя свои работы к уровню топ-дизайна, с которым работал в качестве исследователя,
художественного критика и организатора художественного процесса. В 80-е годы
сотрудничал с журналом "Реклама. Теория, практика", где приобщился к
актуальной художественной жизни, в результате чего вместо
научно-исследовательской работы стал все больше заниматься текущим
процессом. Вместе с В.А.Цыганковым и В.Б.Чайкой мы превратили этот советский
журнал в профессиональный клуб дизайнеров-графиков, в живое место, благодаря
чему тираж его вырос втрое (и достиг 80 тысяч - столько, очевидно, было
дизайнеров-графиков и рекламистов в Советском Союзе). Одновременно на базе
Дизайн-центра на Пушкинской площади вел авторскую программу выставок по
графическому дизайну «ЭКСПО-ГРАФ». В 1990 году защитил во ВНИИТЭ
кандидатскую диссертацию на тему «Стилевые процессы в советском графическом
дизайне 1960-80-х годов» и выпустил монографию «Стиль в графическом дизайне»
(1991).
Надо сказать, что в 90-е годы решающую роль сыграла международная профессиональная
среда, резко расширившая пространство внутренней свободы, что проявилось в
«многоканальной» активности во всевозможных измерениях графического дизайна.
В результате я оказался причастен, например, к организации более чем 50
художественных выставок, в том числе - Московской международной биеннале
графического дизайна «Золотая пчела», Высшей академической школы графического дизайна…
Дважды непродолжительное время был главным редактором профессиональных
дизайнерских журналов – «Greatis», который мы делали вместе с Цыганковым и
Чайкой, и «Союз дизайнеров». Как искусствовед и художественный критик
опубликовал более 300 статей и заметок.
С 1997 года преподаю в Московском художественном училище прикладного искусства,
руковожу Высшей академической школой графического дизайна.
С 2003 являюсь учредителем и куратором Фонда современного дизайна и Премии
инновационного дизайна «DIA. Design Innovation Awards».
В разные годы в печати вышли монографические издания: «Лучшие знаки и логотипы
1990-1995 годов» (1995), «Адрес: Москва. Москва-плакат» (1996), «Лучшие визитные карточки
России» (1997), «Золотая пчела. Плакат 90-х из коллекции Московской
международной биеннале графического дизайна» (2001), «Мои дизайнеры»(2002),
«Гармония классической типографики»(2003), «Типографика визуальной
коммуникации» (2004), «Типографика виртуальной среды» (2004). Последние три
вышли в виде конспектов лекций авторского курса по теории графического
дизайна «Проектная концептуалистика», который читается в ВАШГД, а также
читался в Московском государственном художественно-промышленном университете
имени С.Г.Строганова (1992-1993); в Тюменском колледже искусств (1999;
2001); в Национальном Институте Дизайна Союза Дизайнеров России (2000-2003)
и в виде отдельных лекций в Мельбурнском университете (Австралия, Мельбурн,
1993); в Данденонгском колледже искусств (Австралия, Данденонг, 1993); в
Бекманнской школе дизайна (Швеция, Стокгольм, 1993); в Колорадском
университете (США, Форт-Коллинс, 1997), на Студенческой конференции
Конгресса ИКОГРАДА (Южная Корея, Сеул, 2001). Этим летом должна быть,
наконец, закончена работа над сборником статей «Графика современного знака».
|