Генри Резник
Адвокат, который превратил защиту в искусство
|
Фото с сайта rusrep.ru |
Карьерный путь Генри Марковича Резника, председателя Адвокатской палаты Москвы и Заслуженного юриста России, богат на яркие события и громкие победы. Его мастерство вытачивалось годами - в научной и практической работе, в известных процессах и знаменитых делах.
Генри Резник родился в 1938 году, в семье ректора Саратовской консерватории и преподавательницы фортепьяно. Но музыка не стала той стезей, по которой пошел будущий юрист. Его выбором стал спорт. В юном возрасте - в 15 лет - он стал обладателем высокого титула - чемпиона РСФСР по прыжкам в высоту. Затем увлекся баскетболом и волейболом. Но несмотря на спортивные успехи, стать звездой ему было суждено совсем в другой области. И, как ни странно, помог в этом именно спорт.
На путь юриста Генри Резник ступил в 1957 году, став студентом юридического факультета. По окончании вуза Резник решил попробовать себя в качестве следователя. Получить должность в Республиканском следственном управлении ему помогли спортивные победы. Министр внутренних дел оказался поклонником волейбола. А Резник играл не только за университетскую команду, но и был игроком казахстанского "Динамо", в то время находящегося практически на вершине пьедестала. Резник, будучи капитаном команды родного вуза, обратился к министру с просьбой зачислить юристов-волейболистов в штат Министерства. Так он стал сотрудником Следственного управления МВД Казахской ССР, где через несколько лет получил должность следователя по особо важным делам. Все это время его коллегами были светила юридической науки, у которых он, в отличие от большинства своих однокурсников, получил возможность учиться и познавать все тонкости ремесла.
Но Генри Марковича всё же влекла научная работа. В 1966 году он стал аспирантом Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности Прокуратуры СССР, посвятив себя изучению темы "Оценка доказательств по внутреннему убеждению в советском уголовном процессе". Получив степень кандидата юридических наук, Резник остался в институте, где продолжал научную деятельность в течение следующих лет. Затем он перешел во Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции, где возглавил научно-исследовательскую лабораторию, параллельно с этим занимаясь преподавательской и творческой деятельностью: он является автором ряда научных работ и монографий.
К карьере адвоката Генри Резник пришел в 1985 году. В возрасте 47 лет он стал членом Московской городской коллегии адвокатов. Для этого были свои причины - и достаточно серьезные. 85 год был непростым для Московской коллегии. Адвокаты подвергались прессингу: на них сыпались обвинения в даче взяток и мошенничестве в отношении с клиентами. Резник принял решение встать на защиту московских адвокатов - и стать членом коллегии.
Генри Резник - непосредственный участник ряда громких процессов, имеющих важное политическое и государственное значение. Его клиентами были видные общественные деятели, жизнь и работа которых часто проходила на глазах у всей страны.
Генри Резник работал с такими персонами, как премьер-министр Узбекистана, начальник СБ Президента СССР генерал Плеханов, Валерия Новодворская, Владимир Гусинский, Борис Березовский, Анатолий Чубайс, Александр Шохин, Егор Гайдар, Александр Минкин, Павел Гусев, Евгений Киселев и даже Борис Ельцин. С этими фамилиями связаны не только гражданские, но и уголовные процессы. Так, скандального писателя Владимира Сорокина Резник защищал от обвинений в распространении порнографии, когда автора подвергли гонениям за роман "Голубое сало".
Как пишет сам Резник, став адвокатом, он взялся осуществлять защиту профессионального интереса. "Это был 85-й год, когда арестовали всю узбекскую верхушку, - рассказывает Резник "Российской газете". - Знаменитое "хлопковое" дело, помните? После смерти Рашидова, Первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана, в республике разоблачительная кампания началась. Их же там почти всех осудили. Министру хлопкоочистительной промышленности дали высшую меру. Его сделали крайним во всей этой истории. Хотя приписки, за которые привлекались к суду узбекские хозяйственные руководители, были организованы властью. Экспертиза показала, что при самых благоприятных условиях республика может собрать максимум 4 миллиона 200 тысяч хлопка-сырца. А она каждый год отчитывалась за 5 миллионов. То есть примерно миллиончик приписывался". По словам Резника, он был смел как человек, не подозревающий об опасности. И на суде дал себе волю. "Я сказал: главное преступление было совершено не в Узбекистане, оно было совершено в Москве, когда бывший руководитель республики брал нереальные обязательства. <...> Власть сама принуждала делать приписки. А затем за несуществующий миллион тонн хлопка выплачивались деньги. Я защищал директора хлопкозавода, который свою вину признавал. Но я на суде говорил, что этот человек был погружен в атмосферу хозяйственного абсурда, когда не приписывать было невозможно. Ему дали по-минимуму - семь лет".
|
|
|
Фото "Адвокатской газеты", advgazeta.ru |
Фото с сайта itogi.ru |
Фото с сайта novayagazeta.ru |
Генри Резник так говорит о судьбе адвоката: "Прокурор, придя к выводу, что преступления не было, может отказаться от обвинения, такие случаи иногда встречаются. Адвокату же, если его подзащитный не признает себя виновным, не дано иного варианта поведения. Он обязан отстаивать эту позицию".
Процессы, связанные с делами Ельцина, Чубайса и Гайдара, касались защиты чести и достоинства этих ярчайших политиков современности. "Уволенный президентом охранник оспаривал законность увольнения", - рассказывает Резник об иске Александра Коржакова. Что касается Чубайса и Гайдара, то его оценка их деятельности - сугубо положительная. "В гражданских делах я защищаю честь и достоинство только тех людей, которые в моих глазах обладают и честью, и достоинством. Я, например, считаю, что Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу надо ставить памятники при жизни. Нынешний экономический рост - это не только от нефтегазового фонтана. Это во многом плоды их реформаторских усилий", - рассказывает он в том же интервью.
На сегодняшний день Генри Резник не просто адвокат, а видный общественный деятель. На его счету не только регалии Заслуженного юриста России, кандидата наук и Председателя Адвокатской палаты Москвы. Генри Маркович также вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов, директор НИИ адвокатуры, член президиума Национального антикоррупционного комитета.
В 1989 году он стал членом Московской Хельсинской группы. В 2005 - членом Общественной палаты и затем комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.
В 1996 году Резник вошел в Президиум Еврейского конгресса - организации, задачей которой является "формирование еврейского плюралистического сообщества, гордящегося своим прошлым, уверенно смотрящего в будущее, крепко стоящего на российской земле лицом к Иерусалиму". "Сегодня государственного антисемитизма нет. Потому что государственный антисемитизм - это политика, которая выражается в известных вещах: от уничтожения до всяческого ограничения в правах и возможностях, - рассказывает Резник в интервью Еврейскому интернет-клубу. - Правда, есть антисемитизм идеологический и политический, бытовой я оставлю в стороне. Какие-то стычки, коммунальные квартиры уходят в прошлое, а фразы наподобие: "Ты мерзавец, а к тому же ещё еврей!", это уже проявление исторической составляющей".
Генри Резник женат. Его супруга - Лариса Юлиановна Львова - тоже адвокат. А вот сын, Андрей Генриевич Львов, не пошел по стопам отца. Он стал православным священником, настоятелем ивановского храма преподобного Серафима Саровского. Он подарил Генри Марковичу пятерых внуков - Савву, Варвару, Серафиму, Екатерину и Софью.
Сейчас знаменитый адвокат специализируется на уголовном праве и уголовном процессе, защите деловой репутации, интеллектуальной собственности и предпринимательства.
Читателей Sostav.ru он просит обратить внимание на понятие адвокатской тайны - невозможности разглашения сведений, которые были сообщены подзащитными и разглашение которых противоречит их интересам. В связи с этим, Генри Маркович просит воздержаться от вопросов, которые с этой тайной связаны.
|