3 марта IKEA объявила о приостановке деятельности в России до 31 мая. Затем ритейлер продлил этот срок до 21 августа. Во всех СМИ и соцсетях пронеслась волна прощания с брендом, а кадры бесконечных очередей в магазинах сети шокировали пользователей. Как отреагировали на это событие в соцсетях? Команда Artox Media Digital Group проанализировала инфоповод и поделилась результатами с Sostav.
Что с упоминаниями
На графике Youscan можно увидеть, что пик упоминаний пришелся на 3 марта, когда стало известно о приостановке работы IKEA в России. Бурно обсуждение продлилось до 4 марта, а затем шум вокруг сообщений пошёл на спад.
Слабый рост наблюдался 10 марта — в этот день появилась информация том, что IKEA могут национализировать.
Флешмоб прощания?
Почти сразу с публикацией в СМИ инфоповода в соцсетях стали активно прощаться с IKEA — кто-то жаловался на то, что не успел купить знаменитую акулу, кто-то фужерчики, а кто-то так и не смог попробовать топовые фрикадельки.
Некоторые пользователи создали креативные ролики на тему. Однако такие энергичные волнения можно назвать хайпом — скучающие клиенты бренда не так долго грустили. На графике видно, что уже к концу марта наплывы сожаления стихли.
На этом графике мы собрали всех по «скучающей» семантике. Самые топовые посты по теме зафиксированы в Twitter и, на удивление, их посыл носит более серьезный характер, нежели страдания по акуле Блохэй.
При этом очень важно фильтровать информацию — используя популярный контекст, некоторые маскировали упоминания в мошеннических сообщениях и постах. К счастью, авторов таких сообщений быстро «раскусили» в комментариях. Из-за таких публикаций флешмоб прощания приобрел не самый правильный окрас.
Что происходило у блогеров? Некоторые из них, конечно, волновал вопрос о дальнейшей судьбе фрикаделек, но таких инфлюенсеров было крайне мало. В больше степени лидеры мнений обсуждали закрытие «Макдональдс» — предположим потому, что мебель из-за границы привезти можно, а вот картошка уже остынет.
Что вышло в тренды?
Как только россияне отошли от шока (опускаем этапы отрицания и смирения), в них проснулась предпринимательская жилка — в соцсетях стали появляться объявления о продаже товаров бренда.
Если вы что-то не успели купить, не стоит отчаиваться — более 8 тыс. объявлений (без учета сообщений на специализированных сайтах) о продаже товаров из IKEA ожидают вас на просторах диджитал-площадок.
На графике ниже видно, что с момента сообщения об уходе прослеживается тенденция на увеличение ежедневного количества таких сообщений.
Кроме того, вспомним о том, что свято место пусто не бывает — помимо громких заявлений от прямых конкурентов сети, стали появляться отечественные предприниматели, готовые расширить бизнес и занять нишу.
Ну и куда ж без новостей про даты возвращения IKEA на рынок — 15 июня руководство шведской компании подтвердило начало поиска возможных покупателей бизнеса в России. Было заявлено, что нет возможностей возобновить продажи в обозримом будущем из-за осложнившейся ситуации с бизнес-процессами и цепочками поставок.
Также представители сети отметили, что продажи в магазинах и онлайн пока остаются «на паузе», при этом компания намерена распродать товары, которые находятся на складах.
О сотрудниках и HR
Пока IKEA не называет точной даты возвращения на российский рынок. И состоится ли возвращение в прежнем качестве — неизвестно, с учётом новости про поиск покупателей активов компании в России. Для IKEA как работодателя все острее становится вопрос репутации.
Мы посмотрели топовые сайты о работе, есть всплеск упоминаний в марте-апреле, большинство из них — положительные (187 упоминаний из 246), причем май уже больше соответствует по количеству отзывов началу года.
Опыт работы с репутацией подсказывает, что не исключено, что компания решила перестраховаться и буквально завалить один из ресурсов позитивными отзывами. Коллапса не случилось, и в мае все вернулись к обычной текучке.
Другой вариант — сотрудники компании под угрозой увольнения решили проявить себя как можно лояльнее и задобрить работодателя высокой оценкой. В любом случае, нам несколько странно видеть шквал отзывов о работе в тот период, когда магазин не работает вовсе.
Кого обслуживают все эти повара, продавцы, кассиры, администраторы? При этом всего лишь в нескольких отзывах (около 1%) упоминается текущая ситуация — при этом в формулировках о пожелании скорейшего возвращения.
Выводы
IKEA — горячо любимая компания. За 22 года работы ритейлера в России многие успели прикипеть душой к простым, стильным и доступным товарам. Специалисты AMDG провели данный анализ, потому что сам по себе кейс довольно увлекательный. И он, безусловно, войдет в историю бренда.
Продолжит ли существовать IKEA на рынке и радовать российских покупателей — вопрос открытый. Пока бренду ещё предстоит отстоять репутацию в суде.