Более трети (36%) блогеров с аудиторией от 100 тыс. подписчиков зарегистрировались в качестве предпринимателей, а 44% опрошенных планируют это сделать в ближайшее время. Не планируют формализовать свой статус только 20% респондентов. Такие данные приводятся в совместном исследовании банка для бизнеса «Бланк» и коммуникационного агентства Social Stars, которое есть в распоряжении Sostav.
Среди причин регистрации респонденты назвали удобство работы с рекламодателями (51%), прозрачные отношения с государством (34%) и статусность в среде (15%).
Исследование проводилось в период с августа по октябрь 2023 года в два этапа.
На первом этапе был проведён качественный опрос в формате интервью среди 25 респондентов, распределённых по аудитории от 100 тыс. до более чем 1 млн подписчиков с доходом от 100 тыс. рублей в месяц. На этом этапе были выявлены ключевые вопросы, связанные с регистрацией бизнеса.
На втором этапе был проведен количественный опрос среди 2,5 тыс. блогеров в сегменте от 100 тыс. до 1 млн подписчиков из России.
Распределение по регионам составило 40% — Москва-Санкт-Петербург, 60% — другие регионы России.
Выборка от 100 тыс. подписчиков хотя бы в одной социальной сети взята, так как в сегментах ниже, как правило, реклама осуществляется на условиях бартера. Доходы блогеров учитывают поступления от рекламы и от партнёрских интеграций и не учитывает бартер.
Константин Сухачёв, директор по маркетингу банка для бизнеса «Бланк»:
По нашим данным, блогеры стали чаще регистрироваться в качестве предпринимателей с 2023 года. Такой тренд с одной стороны вызван повышенным вниманием регулятора, а с другой — упрощёнными возможностями создания ИП, например, через банки для бизнеса. Также новым стимулом для регистрации послужил новый закон «О рекламе», под который подстраиваются и рекламодатели, и заказчики.
Главной причиной для сохранения статуса физического лица блогеры указали «незаметность для государства» (70%). Менее значимые причины связаны со сложностью регистрации (17%) и нежеланием разбираться в налоговых режимах (13%).
Исследование «Бланка» и Social Stars показало зависимость между ростом количества подписчиков и доходов и регистрации в налоговом режиме. В частности, среди блогеров с аудиторией от 100 тыс. до 500 тыс. подписчиков зарегистрировались только 25% опрошенных, в сегменте от 500 тыс. до 1 млн подписчиков — 48%, а в категории от 1 млн подписчиков — 72% респондентов.
При этом в сегментах от 100 тыс. до 500 тыс. подписчиков и в сегменте от 500 тыс. до 1 млн планируют регистрироваться 40% и 48% респондентов соответственно.
«В 2023 году доходы блогеров выросли на 25%. Так, у блогеров с аудиторией от 100 тыс. до 500 тыс. подписчиков доход в месяц может составлять от 200 тыс. до 300 тыс. руб., и тут уже сложно быть незаметными для государства. И поэтому для большинства из них очевидно, что необходимо делать свой бизнес прозрачным для регулятора, и поэтому стоит ожидать, что тренд на регистрацию блогеров будет только усиливаться», — отмечает директор Social Stars Максим Петренчук, слова которого приводятся в документе.
Большинство респондентов-индивидуальных предпринимателей (ИП; 65%) выбирают упрощённую систему налогообложения (УСН) и налог на профессиональный доход (НПД, самозанятость, 30%). Лишь 5% блогеров отдают предпочитают ИП с общей системой налогообложения (ОСН) или открывают общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Основные трудности в работе в рамках ИП связаны с налоговым и бухгалтерским учётом, выяснили авторы исследования. 35% блогерам не понятны сроки и типы налогов, они опасаются высоких штрафов (33%), а также обеспокоены показательными делами против крупных блогеров (28%). Не испытывают сложностей блогеры в определении ОКВЭД, оплаты пошлины и получении электронной подписи.
Для закрытия налоговых вопросов большинство блогеров-предпринимателей (66%) прибегают к услугам консультантов. Часть респондентов (24%) пытаются разобраться сами, 10% опрошенных пользуются консультациями от банков.