Объем рынка продаж в социальных каналах (соцсетях, мессенджерах и на сайтах объявлений) с период июнь 2018 г. / июль 2017 г. составил 590 млрд рублей по оценке компании Data Insight. Эти каналы продаж использует большинство компаний и продавцов, предлагающих товары или услуги в интернете. Аудитория покупателей составляет большую половину российских интернет-пользователей в возрасте от 14 до 54 лет и насчитывает 39 млн человек.
Современый покупатель проводит большую часть онлайн-времени в соцсетях и мессенджерах и не хочет выходить оттуда для совершения покупки. Продавцы, следуя модным трендам, запускают новые приложения и используют уже имеющиеся, чтобы поселиться у клиента в смартфоне.
Самая большая категория товаров, которая продаётся в соцсетях — одежда и обувь. Объём продаж этих товаров составляет более 100 млрд рублей в год. На втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости.
Среди социальных сетей первое место по популярности у покупателей занимает «ВКонтакте». 15% от всего колличество сделок совершается именно там. К Instagram обращаются 6%. Многие ищут товары на специальных сервисах объявлений, например на Avito и «Юле».
Для абсолютного большинства продавцов основной канал продаж — собственный сайт или страница в соцсетях. Если несколько лет назад соцсети воспринимались как площадка для продвижения, то сейчас на соцканалы в среднем приходится около 30% продаж. Доля всех социальных каналов в выручке компаний, продающих товары и услуги в интернете, в среднем достигает уже 40%.
73% пользователей для онлайн-продаж используют только один канал, среди продавцов этот показатель равен 51%. Два канала задействуют 17% и 38% соответственно. 3 канала и более — 10% и 11%. Средний чек при продаже через социальные каналы — 1 500 рублей. 44% покупок стоили менее 1 000 рублей, 8% - более 10 000 рублей.
Почти четверть покупок в соцсетях совершается спланированно, они начинаются с поиска. Треть происходит в специализированных группах, а 15% - в личных каналах продавцов. В 85% случаях покупки зерез мессенджера — это личная коммуникация клиента с продавцом: обсуждение условий, договоренность о сделке.
Методика исследования строиться на онлайн-опросе, всего около 3 тыс. анкет. Метод построения выборки: 50% поточная (riversampling), оставшиеся 50% - панель. Кроме того, были опрошенеы онлайн-методом профессиональные селлеры, ведущие продажу товаров или услуг в интернете (247 анкет) и глубинные телефонные интервью с профессиональными селлерами (30 интервью с мерчантами из базы «Яндекс.Кассы», 15 интервью с интернет-магазинами Top100).