Основным беспокойством для руководителей бизнеса стало сокращение доходов потребителей, причем как в перспективе 12 месяцев, так и на горизонте трех лет. Однако FMCG-производители полагают, что запуск новинок, развитие СТМ и выход в новые категории помогут росту рынка. Это следует из опроса NielsenIQ, в котором приняло участие более 110 представителей FMCG, занимающих руководящие должности.
Беспокойство руководителей бизнеса также вызывает волатильность курса рубля, оказывающая более значимое влияние на индустрию: если годом ранее об этом риске говорили только 20% топ-менеджеров, то сейчас — уже 50%. Среди важных общеэкономических рисков игроки также выделяют удорожание закупочных цен и нехватку линейного персонала.
Среди ключевых индустриальных рисков FMCG-производители выделяют перебои в цепочках поставок и проблемы с логистикой. Кроме того, бизнес обеспокоен консолидацией ритейла, которая происходит заметными темпами на фоне поглощения крупными федеральными сетями более мелких игроков.
Топ-менеджеры FMCG-рынка намерены для дальнейшего развития бизнеса фокусироваться на оптимизации и развитии ассортимента (запуск новинок, развитие СТМ и выход в новые сегменты и категории). По данным исследования, 73% производителей планируют выводить на рынок новые бренды, большинство из них говорят о запусках в среднем и премиальном ценовых сегментах.
Если же рассматривать приоритетные направления для работы с точки зрения стратегий продаж и каналов сбыта, то для производителей они связаны с дальнейшим развитием онлайн-продаж (56%) и повышением эффективности поставок в масс-маркет ритейл (50%).
Главным вызовом предстоящего года большинство респондентов (62%) называет развитие хард-дискаунтеров. Помимо этого, от 15% до 20% опрошенных волнует усиление роли локальных игроков, продолжающиеся слияния и поглощения в FMCG-ритейле, а также усиление влияния на индустрию регулятора (в том числе введение маркировки).