13 сентября завершился первый фестиваль «Российская креативная неделя» (Russian Creativity Week). Масштабное событие впервые объединило лидеров 14 креативных индустрий в России — телевидения, кинематографа, IT, новых медиа, журналистики и других. Ключевой площадкой недели стал Парк Горького в Москве, где прошло множество разноформатных мероприятий.
Перед аудиторией выступили девять представителей креативной команды холдинга «Газпром-медиа» от телеканалов ТНТ, ТВ-3, ТНТ4, «Матч ТВ», 2×2, ОТТ-платформы PREMIER, студий Good Story Media, 1−2-3 Production и кинокомпании «Централ Партнершип». В закрытой деловой части программы принял участие генеральный директор «Газпром-медиа» Александр Жаров. Команда холдинга поделилась главными тезисами выступлений и советами от творцов, которые создают, продвигают и дистрибутируют самый яркий, актуальный и востребованный контент для ТВ, кино и онлайн-кинотеатров.
Главная тема: развитие креативных индустрий
12 сентября генеральный директор холдинга «Газпром-медиа» Александр Жаров принял участие в основном пленарном заседании «Формирование самоидентичности креативных индустрий, реализация экономического потенциала креативного сообщества в России». Мероприятие было посвящено вопросам взаимодействия органов государственной власти с представителями креативных индустрий, выявлению барьеров развития сектора и способов их устранения.
Среди участников заседания были первый заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, генеральный директор фонда V-A-C Тереза Мавика, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева, режиссер и основатель компании Bazelevs Тимур Бекмамбетов, президент Российского книжного союза Сергей Степашин.
Модератором дискуссии, на которой спикеры обсудили самоидентичность российских креативных индустрий и возможности культурной экспансии, выступил телеведущий и журналист Владимир Познер.
Александр Жаров, генеральный директор холдинга «Газпром-медиа»:
Креативные индустрии бурно развиваются последние 20 лет, и мир уже поделен: Азия — это креативный digital и видеоигры, Европа — это традиционные сферы искусства, культуры, истории, моды, а Северная Америка — это телевидение и кинопроизводство. У нашей страны есть заделы во всех этих сферах. Россия — одна из немногих стран, у которой есть собственный поисковик и собственная социальная сеть, а культура и искусство были визитной карточкой России долгие годы. У нас должна появиться амбиция культурной экспансии. Со времен Дягилева балет стал вневременной русской ценностью, и нам надо делать то же самое. Для этого креативные индустрии, инвесторы и государство должны быть вместе.
На встрече глава холдинга предложил систематизировать и распространить на всю территорию России механизм рибейтов в киноиндустрии, то есть компенсации кинокомпаниям части затрат на съемки фильмов. Эта инициатива может стать перспективной и выгодной и для студий, и для регионов. Александр Жаров подчеркнул, что в этой системе есть заинтересованность у ряда губернаторов, а также у производителей контента.
«Мы готовы объехать страну, определить локации, где лучше всего снимать, оценить инфраструктуру», — сказал он.
Как создавать востребованный контент для телевидения, кинотеатров и видеоплатформ
11 сентября директор телеканала 2×2 Денис Всесвятский и директор по маркетингу телеканала ТВ-3 Лили Шерозия приняли участие в дискуссии «Как создать оригинальный контент с нуля». Спикеры рассуждали о том, где взять идеи для новых проектов и как создать что-то новое в эпоху постмодернизма.
Лили Шерозия, директор по маркетингу телеканала ТВ-3:
Покупать готовые форматы или не покупать — вопрос силы твоего бренда. Если бренд канала наполнен смыслами, является уникальным, транслирует определенные ценности, лучше все же ориентироваться на то, что важно для твоей целевой аудитории здесь и сейчас. Мы в последний год «поймали тренд» в спросе на проекты, в которых одни люди помогают другим и творят настоящие чудеса. Отличный пример — это наш документальный проект «Вернувшиеся», лауреат премии «Лучшие социальные проекты России». «Вернувшиеся» — это реальные истории пропавших людей и их поисков, за которыми все чаще стоят поисковые волонтерские движения.
Денис Всесвятский рассказал про уникальность взрослой анимации как актуальнейшего искусства, в котором оригинальная задумка и смыслы важнее дорогого производства. Отсутствие бюджета может зачастую привести к созданию оригинальной визуальной формы, что доказывают такие шоу, как «Южный парк», «Поллитровая мышь» и многочисленные шоу собственного производства 2×2. Также Денис посоветовал не бояться провалов и, наоборот, обращать ошибки себе на пользу.
Денис Всесвятский, директор телеканала 2×2:
Мы на 2×2 часто превращаем свои ошибки в оригинальный контент, и это, кстати, классный способ для создания новых и неповторимых идей! Потому что мы живем в культуре, где люди с детства боятся совершать ошибки, хотя этого невозможно избежать в любом деле. И умение признать свои провалы, превратить их в развлекательный контент — это возможность выделиться на фоне большинства «правильных» идей. Так, например, во время одного из первых показов мультфильма «Унесенные призраками» на 2×2 у нас была случайно прервана трансляция, и чтобы извиниться перед зрителями, мы сняли видео о том, как забрасываем директоров телеканала снежками!
В этот же день перед участниками форума в формате паблик-тока выступил директор ТНТ4 и креативный директор ТНТ Гавриил Гордеев. Он рассказал о важных составляющих телевидения — креативе, маркетинге и юморе — и поделился промокейсами телеканалов ТНТ и ТНТ4, многие из которых получали международные награды. Спикер отметил, что конкуренция в медиаиндустрии усиливается, и каждый продукт, который создаётся — сериал, шоу, фильм — сегодня борется с другими за присутствие во всех потоках медиа. А творцы, в частности, сценаристы должны обладать навыками и маркетолога, и продюсера, и саунд-дизайнера. При этом при создании контента важна эмоциональная составляющая.
Гавриил Гордеев, директор ТНТ4 и креативный директор ТНТ:
Не стремитесь прикоснуться к созданию контента, если вы это не любите. Пока вы не нашли ту историю, которая у вас из души, историю, которую вы готовы написать, спродюсировать, историю, которую тронет сердца других, не занимайтесь этим. Можно быть сколько угодно профессионалом, быть многофункциональным, но без чувств ты ничего не продашь.
Ведущим дискуссии на тему новых медиа стал генеральный директор онлайн-телегида «Вокруг ТВ» и ресурса о блогерах, инфлюенсерах и инсайдерах SRSLY Алексей Федорко, который поговорил с участниками про феномен успеха TikTok.
Алексей Федорко, модератор дискуссии:
Мне было особенно интересно модерировать дискуссию про TikTok, поскольку сейчас это, с одной стороны, самая стремительно растущая и прогрессивная социальная сеть, с другой — самая загадочная, и не до конца понятно, как работают ее алгоритмы. Мы попытались хотя бы пунктирно очертить уже наметившиеся тенденции и тренды и пофантазировать на тему того, что потенциально может «зайти» там в будущем.
Особенно ценно было то, что в дискуссии приняли участие как независимые производители контента, так и агентства, что позволило собрать разные мнения и нарисовать максимально объективную картину мира — например, о конкуренции между агентствами, в том числе за блогеров, и о рекламных бюджетах в TikTok. Вскрыли и проблемы, в том числе обсудили главную — невозможность гарантировать просмотры в приложении.
В этот же день в рамках фестиваля прошла дискуссия «Онлайн-кинотеатры как новый способ дистрибуции контента» с участием представителей крупнейших российских видеоплатформ. Участие в разговоре, который был посвящен взаимодействию с пользователями во время самоизоляции, ценовой и контентной политике видеосервисов, принял генеральный директор видеосервиса Premier Иван Гродецкий. Он рассказал в том числе про отдельные направления и проекты на сервисе, которые интересны аудитории.
Иван Гродецкий, генеральный директор видеосервиса Premier:
Мы работаем над диверсификацией контента, чтобы у пользователя была возможность смотреть что-то регулярно, каждый день, если сейчас нет желания погружаться в фильм или сериал. К примеру, у нас есть проект, который мы делаем вместе с телеканалом «Пятница!» — интервью с популярными и узнаваемыми героями — для разной аудитории. В частности, интервью с Моргенштерном собрало миллионы просмотров. Это одно из тех интересных направлений, куда мы будем двигаться, предлагая нашим пользователям оригинальный, профессиональный и актуальный контент.
За время карантина Premier расширил библиотеку контента и показал несколько новых сериалов, которые собрали миллионы просмотров как на платформе, так и в эфире: «Война семей», «Патриот», «Колл-центр», «Мир! Дружба! Жвачка!». Также сервис расширил медиатеку за счет авторских документальных фильмов и эксклюзивных интервью, live-трансляций концертов. В апреле на платформе вышел первый screenlive-ситком #СидЯдома, а спустя два месяца — сериал Семена Слепакова «Окаянные дни» в таком же формате.
В июле Premier запустил «детский профиль», который собрал на сегодня 2,9 млн просмотров. На видеосервисе появилась «Золотая коллекция» студии «Союзмультфильм» — а это более тысячи единиц контента, а также новые анимационные проекты студии. С начала сентября стартовал детективный мультсериал «Тайны медовой долины» совместного производства студии «Союзмультфильм» и Premier. В копродакшене —еще два новых анимационных проекта.
В новом сезоне Premier продолжит эксперименты с драматическими и остросюжетными сериалами. Пользователей ждут эксклюзивные премьеры в разных жанрах от студий Good Story Media и 1−2-3 Production. В частности, это сериал «Территория» в жанре фолк-хоррор и драматический триллер «Полет». А с 15 сентября на Premier появились рейтинговые проекты телеканала НТВ — 50 сериалов и программ. Зрителей ждут новые тайтлы и сезоны.
Про будущее кинотеатров и онлайн-платформы
Генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин принял участие в дискуссии «Будущее российского кинематографа», а также пообщался с участниками фестиваля в формате паблик-тока. Модератором дискуссии выступила заместитель генерального директора холдинга «Газпром-медиа» Юлия Голубева.
Верещагин отметил, что следующий год будет рекордным для российского кинопроката и превзойдет по результатам 2019 год. Однако развитие ситуации зависит от того, продолжится ли карантин и как его переживут кинотеатры, останутся ли те фильмы, которые планируются на следующий год в прокате, или уйдут сразу в онлайн-платформы.
Вадим Верещагин, генеральный директор «Централ Партнершип»:
Я надеюсь, что на объемы рынка докарантинного уровня мы выйдем примерно к концу года, как раз к новогодним праздникам. Очень хочется верить, что все кинотеатры будут открыты, и ограничения по 50%-ной заполняемости залов отменятся. До конца года в прокат выйдет большое количество больших картин, в том числе и наших, которые смогут привлечь самую широкую зрительскую аудиторию.
С одной стороны, мы понимаем, что рынок онлайн-платформ растет так же, как 15 лет назад в России рос кинотеатральный прокат. Количество кинотеатров увеличивалось, росла посещаемость. Тот же самый процесс сейчас проходит у онлайн-платформ. По прогнозам экспертов и аналитиков, в следующем году этот рынок удвоится. Для продюсеров это абсолютно новая платформа, которую необходимо использовать.
Таким образом, подчеркнул спикер, не исключено, что большое количество фильмов будет производиться изначально для онлайн-платформ. Это может привести к тому, что в прокате останется эксклюзивно порядка 70−80 фильмов в год, а все остальное может плавно перетечь в онлайн.
«Если это произойдет, кинотеатральному рынку, в первую очередь кинотеатрам, придется менять подход к привлечению зрителей и бизнес-модели. Когда это произойдет? Это длительный процесс, который займет в среднем пять-шесть лет», — подытожил спикер.
Индустрия сериалов: поиск идей и возможности для авторов
Отдельная часть выступлений спикеров была посвящена производству сериального контента. 12 сентября прошел паблик-ток с продюсерами кино и сериалов, в котором приняли участие Евгений Никишов, генеральный продюсер ТВ-3 и продюсер студии 1−2-3 Production, и Антон Щукин, продюсер и основатель Good Story Media.
Евгений Никишов, который спродюсировал нашумевшие киносериалы «Колл-центр», «Игра на выживание» и «Эпидемия», рассказал о том, как продать отечественную идею на Netflix (сериал «Эпидемия» появится на стриминге в октябре в премиальной категории Netflix Originals на 12 языках) и поделился секретами внутренней продюсерской кухни — как и где искать сценарии, как оценить потенциал идеи.
«Самый простой и самый главный продюсерский совет, как добиться успеха — страстно любить то, чем вы занимаетесь, и гореть этим», — уверен Евгений Никишов.
Антон Щукин, известный как продюсер комедийных хитов ТНТ «Ольга», «Реальные пацаны», «Физрук», а также драматических сериалов «Мир! Дружба! Жвачка!» и «Сладкая жизнь», рассказал о сервисе Sheksy, в котором он видит новый уровень взаимоотношений между продюсерами, авторами и зрителями, а также «движок» кинокарьеры для жителей российских регионов.
Антон Щукин, продюсер:
Сервис Sheksy дает возможность снять первый сериал всем людям, у которых есть свое мнение и свои взгляды — режиссерам, операторам, актерам. Здесь вы можете получить бесплатный сценарий и сделать сериал с помощью мобильного телефона. Качественный сценарий, адаптированный для съемок на телефон, и хороший постпродакшн с музыкой и графикой будут нашей гарантией. Мы не будем блокировать возможность выложить сериал в соцсетях авторов, но за версию на самом сервисе Sheksy берем юридическую ответственность.
Спортивное телевидение: эфир или интернет
Заместители генерального директора «ГПМ Матч» Александр Тащин и Александр Вайнштейн приняли участие в дискуссии «Будущее спортивного ТВ: эфир vs ОТТ», которая объединила руководителей крупнейших спортивных вещателей в России.
Каналу «Матч ТВ» — флагману спортивного телевещания в России — в этом году исполняется пять лет. Несмотря на рост цифровых каналов вещания и появление новых моделей монетизации контента, о которых рассказывали спикеры, телесмотрение все равно остается приоритетным — об этом говорил Александр Тащин. Представители главного спортивного федерального канала страны уверены, что аудиторию привлекает в первую очередь сам спорт, а не внешний новостной фон вокруг спортивных мероприятий. Кроме того, Александр Вайнштейн подчеркнул, что «Матч ТВ» помимо информационной и развлекательной работы выполняет и необходимую сегодняшнему телевидению социальную функцию: «Нам важно комплексно освещать все виды спорта, в том числе еще не слишком раскрученные».
Российская креативная неделя — важное индустриальное событие, которое придало импульс развитию креативной сферы. Творцы представили свои продукты, поделились экспертизой и обменялись идеями, а зрители приобщились к увлекательному миру производства контента, его продвижения и пообщались с представителями самых разных креативных индустрий. Такой формат диалога между творцами и аудиторией — это возможность исследовать тренды современного медиапотребления, более глубоко понять запросы и потребности зрителей, зарядиться новыми идеями и показать свои таланты.
Организаторами «Недели» выступили ФГБУ «Роскультцентр», социальная платформа фонда «Росконгресс» — фонд «Инносоциум» и Российский книжный союз. Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов.