Объем рынка интернет-пиратства в России составил $63,5 млн, что на 27% ниже показателя 2018 года. Таким образом, он показал падение впервые с момента начала исследований объема пиратского рынка, выяснила компания Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак.
Однако желание смотреть нелегальные фильмы и сериалы у россиян даже незначительно выросло. Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатного контента на пиратских ресурсах по итогам года составил 10,4 млрд (+0,06%).
Среди основных причин обвала доходов российских интернет-пиратов эксперты Group-IB назвали отключение серверов стримингового плеера Moonwalk, что вызвало проблемы и у двух аналогичных провайдеров HDGO и Kodik. Среднемесячный доход от рекламы с крупных пиратских сайтов достигает порядка $10 тыс. Главными рекламодателями пиратских фильмов и сериалов в последние годы являлись онлайн-казино и игровые сайты. Также на падении доходов пиратов сказалось совершенствование законодательного поля и антипиратский меморандум.
Андрей Бусаргин, директор департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB:
Причинами стали законодательные изменения последних лет, широкое распространение практики досудебных блокировок пиратских ресурсов и, безусловно, тактические успехи в борьбе с пиратством. Так, например, активная работа ФНС против букмекеров и гемблинга привела к вытеснению прямых рекламодателей пиратских сайтов — например, Azino777 уже потерял лидирующие места в рекламе.
«Тектонический сдвиг» в борьбе с пиратством обеспечило подписание в ноябре 2018-го года антипиратского меморандума с участием «Яндекса», Mail.Ru, Rambler, «Первого канала», ВГТРК, «СТС Медиа», «Газпром-медиа». Согласно новой директиве, теперь поисковики обязаны удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей. Практически за год правообладатели внесли в реестр около 600 000 ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов.