Китай стал пионером в области цифровых коммуникаций и мобильной коммерции, что значительно повлияло на PR-индустрию во всем мире. Сегодня многие зарубежные компании адаптируют китайские тенденции под свои рынки. С появлением пандемии COVID-19 большинство этих инновационных инструментов коммуникации приобрели еще большую актуальность. Каким образом пандемия изменила китайский рынок коммуникационных услуг и к чему следует готовиться российским компаниям, обсудили на первой конференции проекта International PR Week 2020, организованного коммуникационной группой совместно с Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО).
Китай стал первой страной, испытавшей на себе весь спектр негативных последствий коронавируса. Не стал исключением рынок коммуникационных услуг. В середине марта власти Китая заявили, что пик вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-19 пройден. С этого момента началось поэтапное снятие карантинных мер. Следующий за эпидемией экономический кризис, как домино, смахивает одну за другой сферы экономики, с опозданием настигая и PR-рынок.
PR и коммуникации традиционно считаются второстепенной функцией для бизнеса. Не постоянной и жизненно важной, а лишь поддерживающей. Это означает, что в ходе любого экономического кризиса именно от нее отказываются в первую очередь. Но если в условиях развитой экономики сверхпотребления, которую мы наблюдали до COVID-19, компании могли позволить себе инвестировать в PR от случая к случаю и по остаточному принципу (а чтобы быстро поднять продажи, использовали понятные маркетинговые инструменты, дающие при этом некий PR-эффект), то сегодня им приходится неизбежно столкнуться с новой реальностью.
«Домашний» образ жизни в России значительно ускорил цифровизацию, к высокому уровню которой достаточно давно привыкли как потребители в КНР, так и китайский бизнес. При этом в России огромное количество компаний оказалось не готово к тому, чтобы быстро подстроиться под новые реалии, и в настоящее время совершает большое количество ошибок, отражающихся на имидже и репутации клиентов.
Елена Грозная, старший партнер коммуникационной группы iMARS:
Для коммуникационной отрасли именно COVID-кризис — одновременно угроза и возможность. Угроза заключается в общей стагнации рынка: сокращении PR-бюджетов, штата и зарплат. Наша индустрия также не входит в список пострадавших от пандемии отраслей, претендующих на государственную поддержку. Тем не менее, существует предположение, что именно кризис COVID-19 может положить конец вечному вопросу «какова роль коммуникаций для бизнеса», доказать ценность и необходимость коммуникационных услуг.
Создание репутации — самого ценного сегодня актива — неизбежно подразумевает коммуникацию, особенно в современных реалиях, когда покупательская способность населения резко падает, а каждая покупка тщательно обдумывается. Именно поэтому в COVID-экономике больше всего ценится имидж надежного поставщика — это идеальная базовая услуга (продукт) плюс умение общаться с клиентом (эмпатия).
PR, способный напрямую влиять на экономический успех компании и ее выживаемость на рынке, становится все более рациональной инвестицией.
В мире до сих бушуют страсти по COVID-19, обнаруженному в декабре 2019 года в Ухане. Экономические последствия сказываются как на жизни людей, так и на бизнесе не только российских, но и китайских компаний.
В условиях стандартной ситуации февраль-март является довольно успешным периодом, в первую очередь — из-за китайского Нового года и праздников. Однако в этом году COVID-19 сделал первый квартал — период с января по март, включая праздничные дни обычного и китайского Нового года, значительно тише. В апреле уровень активности значительно вырос по сравнению с другими месяцами. Кризис сформировал новые паттерны потребительского поведения населения, которые в будущем смогут способствовать дальнейшему развитию и трансформации коммуникационного бизнеса на территории страны независимо от того, является компания агентством или находится на стороне клиента.
Ричард Цанг, председатель Strategic Public Relations Group (Китай):
Пандемия в значительной степени затронула рыночную среду. Необходимо иметь очень хорошую команду, ведь сегодня это наиболее ценный актив компании, и знать, кто представляет заинтересованные в эффективной работе стороны. Если в прошлом у многих международных брендов были свои интересы в Китае, то в сложившейся ситуации, когда границы закрыты, деятельность этих компаний подверглась значительным изменениям.
Китайское медийное пространство занимают новости о COVID-19, поэтому лучшие способы для продвижения частных корпораций уходят в digital и соцсети — отдельное внимание бизнесу стоит обратить на такие каналы, как Weibo и TikTok. Наибольшую эффективность в Китае сегодня демонстрируют и лидеры мнений (KOL).
Индустрия традиционных развлечений в Китае (кинотеатры, театры, иные event-площадки) пострадала больше всего, чего нельзя сказать о рынке онлайн-развлечений. Бизнес онлайн-игр и видеосервисов процветает, пока население вынуждено придерживаться «домашнего» образа жизни. Вопрос лишь в том, каким образом две неотъемлемые части коммуникационной деятельности будут уравновешены и как изменятся бизнес-модели компаний после COVID-19.
Билл Шэнь, старший вице-президент D&S (Китай):
С определенными сложностями столкнулась как китайская, так и глобальная PR-индустрия. Тем не менее, именно эти сложности открывают для нас инновационные возможности, которые существовали и раньше, но не были столь популярны: прямые трансляции мероприятий, разнообразные онлайн-встречи, виртуальные запуски новых продуктов. Это явный показатель того, что услуги в области коммуникаций востребованы и сегодня, несмотря на экономические трудности, возникшие из-за кризиса. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией во многих странах мира китайские компании готовы поддерживать своих зарубежных коллег и международную деятельность в области коммуникаций.
Опыт коммуникационного рынка Китая, первым взявшего на себя удар от пандемии COVID-19, и инертный запуск экономического кризиса позволяют человечеству создавать новые бизнес-модели и модернизировать хорошо забытые старые практики, адаптируя их к современной реальности. Этап новых возможностей и развития PR открылся сегодня и перед российскими компаниями.