Номинальный рост FMCG-рынка в России в 2022 году составил 13,6%, однако эти цифры обусловлены инфляцией в 17%. Вклад реального потребления снизился на 3,4%. Объёмы продаж FMCG-рынка достигли самых низких показателей с момента кризиса 2014−2015 годов, следует из данных NielsenIQ. Результаты исследования есть в распоряжении Sostav.
Цифры основаны на аудите более 200 торговых сетей и каналов традиционной торговли (рынки, павильоны) — суммарно более 120 тыс. точек.
Снижение объёма продаж происходило в течение 11 месяцев 2022 года. Оно обусловлено падением денежных доходов россиян. Исключением стал март, во время которого FMCG-товары пользовались ажиотажным спросом из-за ухода иностранных брендов.
При выборе товаров россияне в первую очередь руководствовались доступными ценами. Потребители стали более внимательны к своим тратам и планированию бюджета. Также на спад продаж повлияли трансформация логистических цепочек и смена ассортимента.
Высокая инфляция стала причиной резкого роста денежных продаж для большинства FMCG-товаров. Наибольший вклад внесли энергетические и спортивные напитки, водка и бренди. Среди основных товарных групп рост показали только натуральные продажи алкоголя (без учёта тихого вина), однако их динамика в штуках замедлилась в пять раз — до 0,7% в 2022 году по сравнению с 3,7% в 2021-м.
В снижении потребления ключевую роль среди товаров сыграли сигареты, фруктовые соки и мороженое.
К началу декабря рост средних цен на FMCG-товары замедлился до минимальных за год значений (8−9%). Однако покупатели по-прежнему остаются чувствительными к инфляции и предпочитают искать различные пути экономии.
Продовольственный рынок в 2022 году (без учёта алкоголя и сигарет) вырос на 15,6% в деньгах. Однако снижение темпов продаж в объёмах составило 4,4% по сравнению с 3,7% в 2021 году. Наиболее драматичное падение натуральных продаж произошло в безалкогольных напитках. Если годом ранее этот сегмент выступал драйвером продаж, то в 2022-м динамика упала с 10,9% до -5,2% в натуральном выражении.
Спрос на непродовольственном рынке по итогам 2022 года снизился до -5,8% в продажах в штуках к прошлому году. И хотя этот тренд является долгосрочным, в 2022 году произошли новые изменения — трансформация ассортимента. Из-за логистических трудностей произошло сокращение товаров в таких категориях, как стиральные порошки, персональные средства гигиены, средства для мытья посуды и кондиционеры для белья. Сужение ассортимента составило более 30%. Это изменение обусловило ещё большее замедление продаж на непродовольственном рынке.
Однако в денежном выражении заметно увеличение: на фоне инфляции большинство категорий продемонстрировали двузначные темпы прироста. Лидерами среди них стали бумажная продукция (32%) и средства для стирки (20,4%).
Другим фактором в снижении объёма продаж стали онлайн-каналы, где покупатели могут найти товары по более низким ценам. В 2022 году рынок электронной коммерции в сфере FMCG вырос на 44% год к году.