TGStat опубликовал результаты опроса российской аудитории, администраторов каналов и рекламодателей Telegram за 2023 год. Как выяснилось, почти половина компаний не маркируют рекламу в Telegram, а большая часть малого бизнеса не готова тратить на рекламу больше 50 тыс.руб.в месяц.
Кто пользуется Telegram?
В 2022 году на площадке выросла женская аудитория, доля представительниц прекрасного пола на площадке составляет на сегодня 42%, мужчин — 58%. В 2019 году женщин было 33%, в 2021 — 39%.
Возраст аудитории распределился следующим образом: пользователей младше 17 лет — 6,4%; 18−24 лет — 18,8%. Основная аудитория Telegram — пользователи в возрасте от 25 до 34 лет, таковых почти 30%. Однако в мессенджере есть и молодая аудитория, и более взрослая. Доля тех, кто старше 35, выросла с 40% до 45%.
Чаще всего им пользуются представители IT-профессий (20,6%), они занимают первую строчку последние три года. На втором месте — представители маркетинга и PR (11,9%). Третье место у представителей отрасли производства (7,4%), торговли (7%), замыкает пятерку работники сферы образования (6,8%).
Почти 17% респондентов на момент опроса не имели дохода. Из тех же, кто зарабатывает, почти треть получают меньше 45 тыс.руб., ещё треть — от 45 до 90 тыс. руб. Среди активной аудитории Telegram стабильно высок процент аудитории с высоким доходом: 21% опрошенных зарабатывают свыше 150 тыс.руб., а 6.6% — больше 300 тыс. в месяц.
43,9% респондентов работают в компаниях на неруководящих должностях, 17,2% — фрилансеры, 20,2% — безработные, владельцы бизнеса составляют 5,5%, 13,2% аудитории являются руководителями компаний.
Аналитики отмечают, что за последнее время выросло количество подписок на каналы. Если в 2021 году лишь треть опрошенных были подписаны больше чем на 25 каналов, то сейчас доля таких пользователей составляет уже почти половину. Каждый четвертый подписан больше чем на 50 каналов. Читают от 6 до 10 каналов 28,9% респондентов, от одного до пяти — 25,1%, от одного до — 15 19,9%, читают от 16 до 25 каналов от 14,3% опрошенных, 26−50 каналов просматривают 8,1%, больше 50 каналов — 3,7% аудитории.
Чаще всего читают новости — таков ответ 85% респондентов. Каждый второй подписан на канал о политике, а каждый третий — на каналы знаменитостей. Читателей микроблогов друзей и близких стало больше: таких было 27% в 2021 году, а сейчас уже 45%. По мере роста популярности Telegram, личные микроблоги переходили из менее популярных (или заблокированных) платформ в мессенджер. Аналогичное движение можно заметить и в рабочей коммуникации — рост с 13% до 19% показывает категория рабочих каналов для сотрудников компаний пользователей. 33% опрошенных подписаны на один из каналов, освещающих специальную военную операцию.
Что касается официальной рекламы, то её часто встречают 32% пользователей, редко — 35% респондентов, не встречают рекламу 8% и столько же ответили, что встречают её часто.
17% опрошенных имеют подписку на Telegram Premium и не видят рекламу. Среди пользователей, не имеющих отношения к рекламному бизнесу и не ведущих Telegram-каналы, владельцев Premium-подписки при этом сильно меньше — около 9%. Частота встреч с рекламой авторов каналов такова: очень часто — 11%, часто — 43%, редко — 38%, не встречают 8% пользователей.
Кроме Telegram, 78% аудитории используют для личного общения WhatsApp. Лишь 44% используют VK для переписок, ещё 27% общаются через Instagram (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России). Около 20% пользователей переписываются в Viber, около 20% — через мессенджер Discord. Skype, Facebook (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) и iMessage — самые непопулярные мессенджеры в общем рейтинге. Замыкают рейтинг «Одноклассники», Snapchat и «Сферум».
Для корпоративного общения 52% используют Telegram, 43% общаются с коллегами через WhatsApp, 9% — через VK, 8% — Teams.
Подписка Telegram Premium есть у 9% пользователей. Авторы каналов — самые активные пользователи подписки. Большинство пользователей из преимуществ отмечают возможность превращения аудио и видео-сообщений в текст — 66%, отключение рекламы — 64%,увеличение лимитов на папки, подписки и запины отметили 58%. Однако 70% не хотят подписываться, поскольку считают платную подписку бесполезной, 35% считают её дорогой.
Как работают с рекламой администраторы каналов?
Опрос среди администраторов показал, что не размещают рекаму 32%, поскольку ждут роста аудитории, 15% авторов каналов против рекламы принципиально, столько же боятся оттолкнуть аудиторию, 34% ведут канал для души, 33% не стремятся заработать на канале.
Не администратор ищет рекламодателя — рекламодатель сам находит администратора. Такая иерархия отношений подтверждается тем, что 86% авторов рекламодатели пишут первыми, и лишь 22% пишут кому-то из других администраторов напрямую. 36% размещают каналы на бирже рекламы. Два года назад исключительно напрямую получали заявки 78% опрошенных, сегодня — 65%. 20% респондентов находят их через биржу рекламы. Большинство администраторов (55%) не готовы использовать модель CPA, 20% готовы, но не работали.
Закон о маркировке соблюдают лишь 23% администраторов, ещё 30% следуют ему «в зависимости от ситуации», а 27% твердо приняли решение не соблюдать закон.
Рекламодатели нечасто ставят маркировку
В опросе участвовали как представители брендов (57%), так и сотрудники рекламных агентств (43%). Большинство опрошенных представляли компании малого бизнеса — 44%, 24% — крупный бизнес, 32% — средний.
Бизнес покупает рекламу в мессенджере раз в неделю или чаще — 24,2%, одну-две рекламных кампаний провели больше 35%, раз в месяц заказывают рекламу 21,7%, раз в квартал — 11,6% рекламодателей, раз в полгода и реже — 7,2%. Из агентства провели одну-две компании — 19%, а раз в неделю и чаще проводят 33,7%.
Эффективность рекламы у авторов каналов в Telegram считают соизмеримой с другими каналами 58% респондентов, менее — 26%.
Диапазон бюджетов очень разный, и для каждого сегмента он свой. Малый бизнес в большинстве своем (67%) не готов тратить на продвижение больше 50 тыс. руб. в месяц. Компании из среднего сегмента очень неоднородны по тратам: четверть из них, например, тратят больше 250 тысяч, а еще почти четверть — в 10 раз меньше.
Крупный бизнес готов тратить больше полумиллиона рублей в месяц (35%) на продвижение у авторов каналов в Telegram, причём 6.5% опрошенных выделяют на рекламу больше 5 млн руб. ежемесячно.
Каждый четвертый рекламодатель утверждает, что начал маркировать рекламу, размещаемую в Telegram. Ещё около трети маркируют лишь часть размещаемой рекламы. Почти половина (44%) не маркируют рекламу вовсе.