По данным исследования компании «Михайлов и партнёры», в российских организациях в период пандемии и после февраля 2022 года почти в два раза выросло значение внутренних коммуникаций. При этом 7% респондентов из бизнес-среды заявили, что находятся в перманентном кризисе коммуникаций с сотрудниками. В опросе приняли участие директора и руководители по HR и PR крупнейших российских компаний из различных отраслей экономики. Результаты имеются в распоряжении Sostav.
По мнению 85% респондентов, роль внутренних коммуникаций в представляемых ими компаниях существенно возросла в результате пандемии. После февраля 2022 года интенсификацию процессов коммуникаций с сотрудниками констатировали 78% компаний, при этом в 19% случаев интенсивность диалога с работниками в 2022 году вообще не изменилась.
Рост влияния функции внутренних коммуникаций отметили компании из секторов ритейла, консалтинга, IT, транспорта и промышленности. В наименьшей степени изменения коснулись государственного сектора.
В почти половине компаний (42%) внутренними коммуникациями руководит HR-блок под кураторством лично директора либо вице-президента по персоналу. PR-директор управляет внутриком только в 23% компаний, а в 19% организаций этим направлением заведуют сразу несколько подразделений. Только в 12% компаний эта функция напрямую подчинена генеральному директору.
В 44% корпораций численность подразделения по внутренним коммуникациям составляет не более пяти человек. В каждой четвёртой компании (26%) эта функция возложена только на одного сотрудника. Наибольшая численность подразделений внутренних коммуникаций — в сфере ритейла, IT и промышленности. В таких компаниях этим направлением занимаются порядка 20 и более человек.
Наиболее часто используемые каналы коммуникаций с сотрудниками:
- очные и онлайн-совещания (30%);
- закрытые Telegram-каналы, группы в VK (25%);
- корпоративные порталы (24%);
- корпоративные медиа (13%);
- собственные приложения (8%);
- call-центры для обращений сотрудников.
Главными проблемами в коммуникациях с сотрудниками представители бизнеса называют неуверенность в будущем и беспокойство сотрудников по поводу кризиса — 25%, низкий уровень мотивации и вовлеченности сотрудников — 16%, вопросы компенсаций (зарплата, ДМС, соцпакет, премии) — 14%. О наличии «коммуникационного разрыва» между сотрудниками и руководством говорят всего 14% респондентов.
В последние два года существенно развилась практика сбора обратной связи от сотрудников. Сейчас 45% компаний проводят опросы персонала раз в полгода или чаще, 38% — раз в год. Лишь 8% не считают необходимым что-либо спрашивать у сотрудников.
В 7% компаний отметили, что находятся в состоянии перманентного кризиса коммуникаций с сотрудниками и вынуждены ежедневно «тушить пожары» раздражения. При этом 78% респондентов констатируют почти полную идиллию и штиль во внутрикоме.
Также в 78% компаний генеральный директор активно участвует в коммуникациях с сотрудниками, а 29% опрошенных даже хотели бы, чтобы глава компании был более вовлечён в этот процесс. Порядка 4%, наоборот, хотели бы снизить активность гендиректора в общении с работниками.
Виктор Чуков, руководитель службы маркетинга и развития бизнеса компании «Михайлов и Партнёры»:
С начала пандемии мы фиксируем устойчивый рост внимания работающих в России организаций ко внутренним коммуникациям. Если раньше доля расходов на PR составляла порядка 70% от совокупных коммуникационных бюджетов, то сегодня в среднем 50−60% таких бюджетов уже распределяется на внутриком. В частных компаниях этот тренд выражен более явно. Для государственных корпораций и ведомств качество внутрикома по-прежнему является точкой роста.