Кризис в принте привел к закрытию многих печатных изданий, однако эксперты рынка уверены, что это не конец. Проекты поддержки бумажной прессы создаются на уровне государства, а издательства продолжают выпускать журналы и газеты за счет доходов от онлайна.
По итогам третьего квартала, бюджеты на рекламу в прессе сократились на 18%, подсчитали в Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Это связано с падением тиражей печатных изданий, сокращением количества точек продаж, ростом цен на бумагу.
Сокращение продаж также приводит к закрытию журналов и газет. Как отметил директор по нетелевизионным закупкам «MAGMA RUS» (входит в Mediaplus Group ) Владимир Шмаленюк, список закрытых печатных изданий в 2019 году пополнился журналами «Автомир», «Quattroruote», «Мой прекрасный сад», «Лиза. Мой ребенок», «Счастливые родители», Starhit, Men’s Health, с рынка полностью ушел издательский дом «Эдипресс-Конлига». «Тем не менее, спрос на качественный контент у аудитории сохраняется, и я уверен, что если издатели смогут решить свои застарелые проблемы, связанные с контролем за дистрибуцией в 2020 году, то сегмент прессы стабилизируется и даже покажет рост за счет цифровой составляющей своего бизнеса», — утверждает Шмаленюк.
Поддержка печатной индустрии
В октябре 2019 года президент Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по поддержке печатных СМИ, среди которых стабилизация цен на бумагу и увеличение доли разрешенного списания непроданных экземпляров. Также в декабре Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на стабильное обеспечение потребителей печатной периодикой.
Бумага выживает за счет диджитала
Как отмечает Сергей Веселов, вице-президент АКАР, значительная часть рекламных бюджетов крупных издательских домов зарабатывается не в подсегменте печатной продукции, а в диджитал, причем у некоторых эта цифра сейчас доходит до 70%.
С ним согласен генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков. По его словам, рынок окончательно понял и принял премущества объединённой рекламы принта и диджитала. На текущий момент более половины СМИ из топ-10 в цифровой категории «новости/сми» — это онлайн-ресурсы, принадлежащие брендам печатных газет и журналов. Также Новиков указал, что в уходящем году издательства увидели необходимость создания современных мультимедийных и конвергентных редакций в регионах, в том числе на базе принта и малого ТВ. «Мы видим и внимание региональных властей к местной прессе», — подчеркнул он.
Чего ожидать в 2020 году
Руслан Новиков выделил несколько трендов на 2020 год:
- Тиражи будут так же плавно и постепенно сокращаться.
- Слабые издательские продукты будут закрываться. Сильные — получат освобождающиеся доли на снижающемся принтовом рынке: аудитория не безгранична, она перераспределяется по принципу сообщающихся сосудов. Большинство сильных игроков-паблишеров уже уверенно работают и продолжат существовать в модели, где диджитал замещает падение принта и даже позволяет расти.
- Рост в диджитал для категории «новости» пока ещё зависит от увеличения количества материалов, но мы близки к той точке, когда качество контента выйдет на первый план и станет важнее количества — скорее всего не в 2020-м, а в 2021−2023 годах.
- Эксперименты во всех форматах и каналах для издателей продолжатся — TikTok, подкасты и так далее. Профессиональные редакции готовы выпускать контент на любом носителе в соответствии со спросом аудитории.
- Принт будет набирать силу как уникальный канал коммуникаций с наиболее активным в период выборов электоратом старшего возраста. Этот тренд распространится на рекламу продуктов и услуг для людей старшего возраста.