Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Как диджитал-агентству сделать работающее портфолио

Грамотная самопрезентация поможет заинтересовать заказчика

1

Главный редактор аналитического сервиса «Рейтинг Рунета» Анатолий Денисов поделился мыслями о том, как агентству сделать работающее портфолио.

Вам точно нужно портфолио?

Многие не спрашивают себя, зачем им портфолио. А действительно ли оно нужно? Говорят что-то вроде: «Надо, Федя. У всех есть, и мы сделаем».

А ведь ответом на первый вопрос вполне может быть «нет». Есть студии, которые продают сайты и SEO-продвижение за условные 10 тыс. руб. без всякого портфолио, просто рекламой и напором.

Вопрос «зачем?» — даже не про цели, а про то, как вы будете портфолио использовать. Оно может быть инструментом в переговорах или холодных продажах, условием участия в тендерах или посадочной страницей для рекламы.

Услуги разные, заказчики — тоже. Отдельное портфолио под каждый сегмент? Почему бы нет. У вас может быть несколько портфолио.

Как заказчик будет использовать ваше портфолио

Ещё один вопрос, который редко себе задают — как заказчик будет использоать портфолио. «Как-как? Смотреть будет».

Чаще всего портфолио используют в следующих целях:

  • Оценить и подобрать подрядчиков, чтобы пообщаться или пригласить к участию в тендере.
  • Обсудить кандидатов с коллегами или начальством на совещании в офисе или в Telegram-чате.
  • Защитить выбранного подрядчика перед коллегами, принимающими решения, отправив им письмо со ссылками на нужные проекты.
  • Посмотреть, как сейчас делают проекты, какие инструменты актуальны.
  • Использовать в качестве референса при обсуждении идеи проекта внутри компании.
  • Вдохновить инхаус-команду интересными решениями.

Подумайте о своих заказчиков. Возможно, есть другие сценарии.

Кто мы

Если знаете, зачем вам портфолио, ответьте на следующие вопросы:

  • Что мы хотим и умеем делать?
  • Как мы хотим развиваться?
  • Кому мы хотим продавать свои услуги?

Ответы на них укажут на то, как построить портфолио, что и как в нём показывать.

Есть четыре варианта:

  • Вы готовы продавать всё и кому угодно. В этом случае портфолио — это список всех проектов, в котором заказчик должен быстро найти похожее на то, что ему нужно, и оценить ваш опыт. Допустим, интернет-магазины под ключ или рекламные кампании во «Вконтакте».
  • Вы решили, какие услуги хотите оказывать. Это может быть сужение до корпоративных решений или переход в новый сегмент. Почему нет? Я помню агентства, которые начали говорить, что делают UX или Agile, и взяли внушительный кусок рынка. Здесь портфолио — это тщательная выборка и «правильное» описание проектов, чтобы в каждом абзаце было то, что вы хотите продать. При этом «лишние» проекты можно не выкидывать, а убрать в конец — на случай, если нужно будет показать дополнительную экспертизу.
  • Вы точно знаете, в чём сильны, и готовы продавать это кому угодно. Например, только разработку и только веб-приложений. Здесь портфолио — это выборка проектов определённого типа. В описании подчеркивайте то, на чём специализируетесь, не пытайтесь показать, что умеете всё. Проекты другого типа добавлять не стоит, потому что это ослабит вашу позицию. К кому вы пойдёте чинить часы — к тому, кто работает только с ними много лет или к тому, кто к тому же ставит молнии на джинсы?
  • Вы знаете не только, в чём сильны, но и кому вы хотите это продавать. Это пик осознанности: делаете то, что нравится, и продаёте тому, с кем приятно работать. В этом случае в портфолио должны быть не только проекты определённых типов, но и описание у них должно попадать в определённых заказчиков с их задачами, вопросами и тараканами. Заказчик должен увидеть того, кто «умеет работать с такими, как я».

Совсем без советов не получается

Мы часто берём интервью у заказчиков и от всех слышим об одних и тех же проблемах в портфолио агентств: графомания, отсутствие конкретики, концентрация на себе.

Отсюда несколько советов, которые точно сделают ваше портфолио лучше:

  • Пишите кратко и по сути. У большинства заказчиков нет ни времени, ни интереса, ни знаний, чтобы читать кейсы-лонгриды. Особенно на встречах. Особенно с телефона. Они смотрят портфолио по реперным точкам — подходит или нет. Речь про тип, сложность и функционал проектов. «Вы делали интернет-магазины под ключ? А с проектами на один миллион товаров сталкивались? А с подключением к 1С и личным кабинетом?». Ответы на эти вопросы можно уместить в паре абзацев. Когда вы выбираете смартфон или диван, то читаете описание или смотрите таблицу с характеристиками? Так и заказчик.
  • Рассказывайте про заказчика, а не про себя. Никому не интересно, как вам было трудно или как дизайнеру приснилась концепция интерфейса. Покажите, что вы поняли задачи заказчика и решили их. Здорово подкрепить это показателями: трафик, лиды, продажи и т. п.
  • Объясните, почему вас стоит выбрать. Представьте, что вы ищете рекламное агентство и просмотрели уже много портфолио, в которых написано: «Мы провели анализ, настроили кампанию, запустили объявления…». Да-да, вы все так делаете. Чем полезен ваш опыт, подходит ли он мне? Почему я должен вас выбрать? Расскажите, например, как вы настроили аналитику, выбрали работающие каналы, придумали способ дёшево найти целевую аудиторию.
  • Показывайте. Одна картинка стоит тысячи слов. Сказали про интерфейс — покажите. Сказали про результаты рекламной кампании — дайте скриншот из рекламного кабинета.
  • Структурируйте. По отраслям, типам, услугам. Добавляйте информацию, которая поможет найти подтверждение нужного опыта. Не заставляйте заказчика разбираться в длинном списке, дайте возможность быстро получить список нужных проектов.
  • Адаптируйте портфолио под точку касания с клиентом. Оно может быть размещено в рейтинге, использовано на переговорах, сайте, в рассылке, соцсетях. Учтитывайте разные сценарии взаимодействия с аудиторией.

Как часто делают портфолио? Говорят что-то в духе: «Давай выложим все проекты, что-нибудь да понравится…». Или: «Выбери самое красивое. И картинок побольше! И анимацию!». Не очень продуманно.

Вместо этого нужно обязательно ответить на три вопроса:

  • Как мы будем использовать портфолио?
  • Как его будет использовать заказчик?
  • Что заказчик должен подумать о нас, когда посмотрит проекты?

Такой подход позволит сформулировать хорошую гипотезу, спроектировать портфолио под каждую ситуацию и оценить его эффективность.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.