Сотрудник офиса Inventionland Design Factory
Британские исследовали изучили системы мотивации в крупнейших компаниях, работающих на местном рынке. Результаты исследования показали, что деньги не являются ключевым мотиватором для сотрудников среднего и высшего звена.
Американский онлайн-сервис Glassdoor на днях опубликовал результаты масштабного исследования, основанного на оценках сотрудников компаний, которые те выставляют анонимно. Оно было проведено совместно с Королевским институтом управления Великобритании (Chartered Management Institute). На его основе Glassdoor и британские учёные сформировали рейтинг 20 лучших компаний страны, которые способны обеспечить персоналу наиболее комфортную атмосферу для работы.
Из крупных IT-компаний в топ-20 рейтинга вошли Badoo, ScyScanner и Facebook. По сути, рейтинг Glassdoor показал, в каких британских компаниях лучше всего справились со сложной системой мотиваций сотрудников. Чем более замотивированы были сотрудники, тем лояльнее относились они к компании, тем более высокую строку в рейтинге в итоге компания заняла.
На этом моменте мы задались вопросом: а чем отличаются ожидания сотрудников в Великобритании и в России, и есть ли разница в подходах к мотивации сотрудников в наших и британских IT-компаниях?
Опытом делится руководитель сервиса трудоустройства и профориентации «Антирабство» Алена Владимирская:
«В российских офисах самым распространённым способом повысить лояльность персонала по-прежнему остаются те самые «плюшки»: красивые офисы, завтраки, обеды и ужины для всех сотрудников, гамаки, бассейны, самокаты. На самом же деле для IT-персонала наиболее важные мотивационные факторы сейчас – это высокая зарплата в сочетании с интересными задачами. В некоторых российских госкомпаниях условия работы такие же заманчивые, как и в частных корпорациях. Но программистов нелегко убедить идти работать к ним – бюрократия и неинтересные задачи перевешивают, и айтишники устраиваются сюда только если в других местах им по какой-то причине работать неудобно».
Слова Алены подтверждает и создатель платформы для знакомств и общения Badoo, вошедшей в 20-ку рейтинга Glassdoor, Андрей Андреев:
«Многие руководители IT-компаний упускают важную вещь. Они пытаются увлечь сотрудников, поднимая им зарплаты и добавляя все новые и новые опции вроде бесплатного питания, тренажёрного зала, массажа, маникюра, потрясающих вечеринок и прочего. У нас это всё тоже, безусловно, есть. Но для специалистов высокого уровня гораздо важнее мотивация иного рода – через интересные задачи».
По словам Андреева, в Badoo инженеры, дизайнеры, тестировщики каждый день работают над целым рядом интересных решений, связанных с безопасностью и новыми возможностями – это и фотоидентификация, и технологичный сервис «Двойники», и видеочаты.
Андреев подчёркивает, что сотрудники могут работать в рамках целой группы проектов, переключаясь от одного к другому: от Badoo к Bumble, от Bumble к Huggle, от Huggle к Chappy и т.д. У каждого проекта есть свои особенности и любопытные технические задачи. «Важно, что это не мелкие кейсы, как это бывает в агентствах, а крупные долгоиграющие проекты», – поясняет Андрей Андреев.
В западных компаниях, в той же Великобритании зарплата и фиксированные премии тоже считаются важным мотивационным фактором. Это объединяет сотрудников IT-компаний по всему миру.
Управляющий партнёр российской компании Safecrow Кэмпбел Бетвейт считает:
«В конечном итоге красивый офис, еда и офисные развлечения не являются долгоиграющей мотивацией. Лучше всего работает система, которая напрямую связана с успехом самого бизнеса. Сильный стимул для большинства людей – это собственный уровень дохода, основанный на достижении KPI, который превышает рынок. Поэтому при старте бизнеса необходимо оценивать эффективность мотивационной программы в деньгах, в доходе, который она помогает генерировать. И задача HR разработать такую программу, которая при индивидуальном подходе могла бы вносить вклад в развитие бизнеса».
Кира Кузьменко, глава digital кадрового агентства New.HR также считает, что деньги правят балом:
«Кадровый рынок в сфере digital абсолютно кандидатский. Когда всем вокруг нужны JS- и Android-разработчики, которых ещё и переманивают зарубеж, поневоле начинаешь придумывать все, что угодно, чтобы оставаться привлекательным работодателем. Деньги остаются существенным мотиватором».
Среди факторов повышения лояльности, которые отличают западных айтишников от наших, Алёна Владимирская называет удобную инфраструктуру – медицинскую страховку для сотрудника и членов его семьи, экологичность офиса, расстояние от дома до работы (это подтверждают и результаты другого английского исследования, говорящего о том, что лишние 20 минут в пути на работу производят такой же негативный эффект, как сокращение зарплаты на 19%).
«Западные программисты вообще значительно больше наших ориентированы на семью. Поэтому они особенно лояльны к тем компаниям, которые помогают семьям при релокации, развивают начальные программы для детей, создают целые городки, где сотрудники могут жить вместе с семьями и недалеко от офиса», – рассказывает Владимирская.
Российские айтишники при устройстве на работу интересуются другими условиями: возможностями карьерного роста, участием в профессиональных конференциях и медицинской страховкой (здесь Алёна Владимирская отмечает, что среди всех соискателей представители IT-сферы ответственное остальных относятся к собственному здоровью).
Также для сотрудников российских IT-компаний в приоритете личность руководителя или создателя этой компании. Нашим программистам важно работать под руководством профессионала самого высокого уровня, в то время как на западе все бизнес-процессы автоматизированы и отданы в автономное управление отделам.
Несколько интересных способ мотивировать сотрудников подсказывает Кира Кузьменко. Например, сейчас принято открывать офис в Европе – в Берлине или Амстердаме – именно для того, чтобы удержать сотрудников, нацеленных на релокацию. Многие компании, по её словам, также учатся работать с распределённой командой. В некоторых случаях это единственный способ не потерять сотрудника, который уедет на Бали и легко найдёт себе другую работу.
«Есть совсем немного компаний, которые могут себе позволить не задумываться над дополнительной мотивацией. Они обладают редкой ценностью: крутой продукт и адекватный собственник. Это обычно небольшие команды, харизматичные, драйвовые, с очень комфортной культурой и гибкими условиями. И к ним обычно стоит очередь желающих поработать», – говорит Кира Кузьменко.
Мнения спикеров собрала Александра Вяль