Аналитики Kantar узнали, как потребители адаптируются к кризису. Согласно исследованию, 9 из 10 покупателей отметили рост цен, однако не испытали дефицита необходимых им товаров и брендов. При том, что акции и скидки актуальны для всех потребителей, 27% не готовы променять любимую марку на более дешёвый аналог. При этом массовой гонки за импортными брендами не наблюдается, сказано в материалах исследования, которые имеются в распоряжении Sostav.
В кризисной ситуации потребители испытывают стресс и «замирают» в ожидании решительных действий от бизнеса. После весеннего всплеска покупательской активности они снизили свои расходы на фоне инфляции и экономической нестабильности — скачков, подобных тому, который был замечен в марте, больше не наблюдалось.
В стрессовой ситуации люди волнуются о себе и близких и ожидают от брендов поддержки. 33% опрошенных считают, что компаниям следует быть практичными и реалистичными и помогать потребителям, 26% заявили, что бренды должны активно реагировать на кризис и настраивать на его преодоление.
16% ждут снижения тревожности, ещё 12% считают, что бизнес должен быть оптимистичным и нешаблонно мыслить. По 8% заявили, что брендам следует использовать свои знания для информирования потребителей и быть примером управления экономикой в нынешней ситуации.
Несмотря на чувствительность к акциям и скидкам, потребители всё ещё совершают преимущественно запланированные покупки и почти не склонны менять выбор в пользу более дешёвых аналогов. Кроме того, 40% не станут запасаться импортными товарами, пока их поставки не прекратились.
В зону риска попали декоративная косметика БАДы, а также одежда — эти товары либо куплены про запас, либо потребители не нашли достойных аналогов исчезнувшим брендам. Также под угрозой оказались крупная техника, мебель, платные образование и медицина, недвижимость, путешествия и авто — эти категории существенно пострадают из-за сокращения спроса, отмечается в исследовании.
Снижение спроса не грозит категориям товаров для животных, детских товаров, алкогольным напиткам, товарам для ремонта, а также каршерингам и салонам красоты. Сервисам доставки еды и такси также не стоит опасаться потребительской экономии. По заявлению аналитиков, даже в сложные периоды люди не откажутся от привычных удобств и небольших удовольствий.
Однако сейчас почти все услуги поддерживаются населением с высоким уровнем дохода — для низкодоходного они стали первыми категориями сокращения трат. При этом даже россияне с большими доходами отложили ряд покупок и стали чувствительны к скидкам. О влиянии промоакций на выбор заявили 62% респондентов из высокодоходных слоёв населения — почти столько же, сколько и в группе россиян с низким (61%) и средним (63%) доходом.
Отдельные сферы экономики будут медленно восстанавливаться, так как россияне отложили их покупку — в эту категорию попали финансовые услуги, страхование, фитнес-абонементы и платная медицина.
В рамках исследования специалисты Kantar опросили 1115 человек методом онлайн-интервью. В опросе приняли участие мужчины и женщины в возрасте 18−64 лет из городов с населением от 100 тыс. человек.